Венчурная компания Startech.vc запускает фонд Startech.Partners, который будет инвестировать в стартапы на ранней стадии развития, сообщил Inc. Russia представитель компании. В 2022 году фонд потратит до $1,5 млн, всего же планируется ежегодно инвестировать в 5–10 проектов по $50-150 тыс., уточнил он.
Startech.Partners работает по модели rolling fund, в рамках которого партнеры фонда подписываются на ежегодные платежи, продолжили в компании, уже эти средства будут направлены на развитие стартапов. На текущий момент с фондом сотрудничает 14 человек, среди которых экс-президент Merlion Алексей Сонк, основатель «ВкусВилл» Андрей Кривенко и совладелец фабрики Ahmad Tea Сергей Дашков. Стартапы также смогут получить советы от партнеров по разным вопросам, связанным с развитием бизнеса, добавил он.
«Ключевая особенность Startech.Partners — эдвайзерство. На мой взгляд, должная и профессиональная поддержка от инвестора позволяет ускорить развитие актива и помочь с прохождением “узких” мест в операционном процессе, тем самым готовя актив для следующих раундов или продажи», — прокомментировал партнер и генеральный директор ГК «Ташир МЕДИКА» Арсен Галстян.
Фонд уже сделал первую инвестицию. Так, Startech.Partners стал лид-инвестором сервиса для автоматизации тестирования продуктов и UI/UX интерфейсов Uitrial. Всего компания привлекла в раунде $300 тыс. Другим инвестором раунда стал бизнес–ангел Дмитрий Морозов.
В разговоре с изданием, Startech.Partners назвал себя «индустриальным агностиком»: у фонда нет определенного предпочтения по сегментам. Тем не менее, в первую очередь команда фонда смотрит на проекты, занимающиеся маркетингом, медиа, геймингом, ИИ, большими данными и no-code или low-code стартапами. В Startech рассчитывают, что первые экзиты начнутся через 2–3 года.
Одна из особенностей rolling-фондов заключается в том, что количество инвесторов в них неограниченно, в отличие от классических фондов, где бывает не более 29 партнеров, рассказывает CEO и сооснователь Ticketscloud, партнер Collider Егор Егерев. «В целом для мира это новый формат. В России похожий фонд — Davidovs VC — уже создали Николай и Марина Давыдовы», – говорит принципал Fort Ross Ventures Денис Ефремов.
Преимущество такого формата для инвесторов в его гибкости, продолжает Ефремов, они могут не давать обязательства на инвестиции в 10 лет. Однако инвестор, участвующий в rolling fund, рискует сформировать недиверсифицированный портфель, предупреждает он. Это связано с тем, что в первые четыре года инвестор участвует во всех сделках фонда, а потом и во всех его выходах, объясняет Егерев.
«Для управляющих с одной стороны проще привлечь инвесторов, а с другой – сложно планировать инвестиции больше, чем на квартал. В теории все инвесторы могут не продлить подписку», – предупреждает Ефремов.
Венчурный инвестор, основатель инвестиционной компании A.Partners Алексей Соловьев предполагает, что чаще всего фонд будет заключать сделки в формате конвертируемого займа. По словам Соловьева, чек в $50–150 тыс. – небольшой: «раунды либо будут больше, либо они будут инвестировать на совсем предпосевной стадии, но тогда 5–10 стартапов в год – совсем небольшой портфель».
Все выбранные фондом Startech.vc компании должны иметь потенциал выхода на международные рынки, добавил его представитель. Проблема такого подхода в том, что «локальный рынок затягивает», а текущие клиенты отвлекают от экспансии, замечает Ефремов. Также возможна ситуация, при которой продукт не подойдет зарубежному рынку, так как он заточен на локальный.
Основатель Around.capital Андрей Табуринский рассказывает, что при выбранном фондом подходе нужно вовремя увидеть, когда проект может сместить фокус с внутреннего рынка на внешний. Для выхода на новый целевой рынок требуется выручка не более $50 тыс. в месяц. «Другая стратегия – романтическая – уехать и там зажигать, без продукта, без денег, только с харизмой. В этой стратегии все хорошо, кроме рисков», – заметил Табуринский.