«Вымпелком» ищет покупателя на свою уличную сеть WiFi в Москве, которую он считает непрофильным активом, следует из предложения «Вымпелкома» потенциальным покупателям.
Менеджеры трех московских компаний связи подтвердили «Ведомостям», что получили такое предложение. Группа компаний «Акадо» также получила это предложение, но решение о сделке могут принять только акционеры, говорит ее представитель Денис Рычка.
Из документа следует, что «Вымпелком» обещает передать покупателю оборудование и договоры на аренду технологических позиций для его размещения. На время переходного периода (его длительность не называется) покупатель также сможет на льготных условиях арендовать у оператора каналы для подключения точек доступа WiFi.
«Вымпелком» ждет предложений до 29 января 2016 г. включительно, после чего определит на основе полученных предложений ограниченный список потенциальных покупателей для проведения due diligence, говорится в документе. Желаемую цену актива «Вымпелком» не называет.
Предложение укладывается в стратегию оператора, предусматривающую отказ от непрофильных активов и концентрацию на оказании услуг, говорит источник, близкий к «Вымпелкому».
В частности, следуя этому принципу, оператор сейчас продает свои башни для базовых станций, напоминает он. Правда, по его словам, полностью отказываться от предоставления WiFi «Вымпелком» не намерен.
Сеть WiFi досталась «Вымпелкому» вместе с оператором фиксированной связи Golden Telecom, которого он приобрел за $4,3 млрд в феврале 2008 г. На создание 6 000 точек доступа в московских кафе, аэропортах и других местах Golden Telecom потратил около $10 млн, впоследствии сеть была расширена до 14 500 точек доступа.
Из материалов «Вымпелкома» следует, что сейчас их 10 500: в октябре к ним подключалось 50 000 абонентов. Свою московскую сеть оператор называет крупнейшей в Европе.
Финансовые показатели своего WiFi-бизнеса в Москве «Вымпелком» не раскрывает. Опрошенные «Ведомостями» аналитики и представители операторов сходятся на том, что проект убыточен.
Об этом говорит, в частности, бывший сотрудник «Вымпелкома». Сеть создавалась для повышения стоимости Golden Telecom и привлечения к нему внимания, убежден гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов.
По предварительной оценке «ТМТ консалтинга», в 2015 г. сеть WiFi принесла «Вымпелкому» менее 15 млн руб. выручки (на 10% меньше, чем годом ранее). Это около 2% московского рынка платных услуг WiFi, утверждает Анкилов.
В такую же сумму – 15 млн руб. в год может обходиться эксплуатация сети, включая ремонт и замену оборудования, электропитание и собственно интернет-трафик, не исключает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.
Стоимость аренды технологических площадок может быть значительно выше, чем выручка от услуг WiFi-сети, предполагает сотрудник одного из операторов.
Пока стоимость WiFi-сети «Вымпелкома» равна стоимости оборудования за вычетом стоимости демонтажа, уверен Анкилов.
Оценить WiFi-сеть «Вымпелкома» сложно: неизвестно, в каком состоянии она находится, требуется технический аудит, говорит гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. Если бы такая сеть строилась сейчас, только на инфраструктурное оборудование и точки беспроводного доступа ушло бы около $5 млн, считает он.
Мирзабеков сомневается, что в Москве, где мобильный интернет 3G и LTE работает практически на всей территории города, WiFi-сеть «Вымпелкома» будет интересна сотовым или фиксированным операторам.
Но она может заинтересовать, к примеру, операторов, зарабатывающих на рекламе на мобильных устройствах, таких как оператор сети WiFi в московском метро «Максимателеком», предполагает Мирзабеков.
Представитель «Максимателекома» Илья Грабовский сказал, что компания рассмотрит предложение «Вымпелкома».
Одна из крупнейших сетей WiFi в Москве (около 700 точек доступа) принадлежит МГТС. Предложения от «Вымпелкома» МГТС не получала и свою сеть продавать не собирается, говорит ее представитель Татьяна Мартьянова.
Изначально сеть строилась для работы с бизнес-клиентами и МГТС довольна ее финансовыми и операционными показателями, утверждает она.
Для покупателя WiFi-сети «Вымпелкома» будет иметь значение зависимость ее элементов от фиксированной сети «Вымпелкома», говорит Рычка. Если она будет высокой, у нового владельца будет меньше возможностей для выстраивания гибкой тарифной политики, предупреждает он.
Потенциальным покупателям вряд ли будет нужна вся WiFi-сеть «Вымпелкома», скорее всего, речь может идти о покупке ее сегментов, например, в бизнес- и торговых центрах, считает руководитель департамента беспроводных технологий J’Son & Partners Consulting Виталий Солонин.