Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'24
85
10 223
II кв.'24
98
2 943
I кв.'24
82
7 995

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ЗПИФ Консорциум.ПервыйЯндекс
5 015
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 568,05  (-13,00%)
788,68  (-3,99%)
5 969,34  (+20,63%)
97 951,13  (-1 165,90%)
3 408,64  (+117,97%)
75,17  (+0,94%)
Источник Investfunds

Стратегическим инвестром в ПГК может стать Владимир Лисин

По данным газеты «Коммерсантъ», владелец «Новолипецкого меткомбината» Владимир Лисин может стать стратегическим инвестором крупнейшего в России железнодорожного оператора — принадлежащей ОАО РЖД «Первой грузовой компании» (ПГК). До сих пор в числе прочих металлургов господин Лисин критиковал реформу железных дорог, но теперь решил принять в ней участие. Предположительно, стороны обсуждают продажу блокпакета ПГК. Вся компания оценивается в $5 млрд, то есть сумма сделки может составить $1,25 млрд. Однако окончательно решить, какой будет схема продажи ПГК, еще должно государство.

О том, что ОАО «Российские железные дороги» может привлечь в капитал дочерней «Первой грузовой компании» (оперирует порядка 200 тыс. вагонов) стратегического инвестора, 28 мая в кулуарах форума «Стратегическое партнерство 1520» в Сочи сообщил старший вице-президент монополии Вадим Михайлов. «Есть вариант, что надо сделать только IPO ПГК, есть вариант сделать частично IPO, определить справедливую цену и на оставшийся пакет взять стратегического инвестора»,— пояснил топ-менеджер. Согласно этому варианту, стратегическому инвестору может быть продано 25% акций ПГК, тогда как 25% будет размещено на бирже.

У Владимира Лисина, как и у большинства российских металлургов, уже есть собственный железнодорожный оператор — «Независимая транспортная компания», владеющая примерно 6 тыс. вагонов. Предприниматель не раз проявлял интерес к реорганизации ОАО РЖД и реформе железных дорог. В начале 2009 года возглавляемая господином Лисиным секция по вопросам развития портовой индустрии и взаимодействия транспорта с грузовладельцами комиссии РСПП по транспорту подвергла критике ряд планируемых изменений в железнодорожное законодательство — как не отвечающих интересам грузовладельцев. В более или менее острой форме дискуссия продолжалась до июня 2009 года, потом постепенно сошла на нет, но многие спорные вопросы до сих пор не решены.

Более того, в конце января металлурги выступили резко против продолжения выведения вагонного парка из ОАО РЖД. Металлурги потребовали не создавать «Вторую грузовую компанию» (ВГК), утверждая, что это приведет к монополизации рынка дочерними структурами ОАО РЖД и повлечет неизбежный рост тарифов, как, по их мнению, произошло после появления ПГК. Однако создание ВГК все-таки было согласовано с государством — правда, с оговоркой, что при этом ОАО РЖД продаст контрольную долю в ПГК. После этого Владимир Лисин начал переговоры о вхождении в ее уставный капитал.

ОАО «Первая грузовая компания» (ОАО «ПГК») — крупнейший оператор грузовых железнодорожных перевозок в России. ОАО «ПГК» основано в 2007 году в результате реформирования ОАО «Российские железные дороги». Поскольку ОАО «РЖД« является естественной монополией с регулируемыми тарифами, оно не могло конкурировать на равных с другими собственникам подвижного состава. ПГК было создано с целью обеспечить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность грузовых перевозок, и как следствие — получить дополнительные средства на обновление российского парка подвижного состава и финансирование инфраструктуры.

Создание ОАО «РЖД» столь мощной организации, получившей от своего учредителя 200 000 вагонов, вызвало критику в создании монополиста со стороны частных операторов, самый крупный из которых на тот момент владел парком не более 30 000 вагонов.

Основным учредителем и владельцем обыкновенных акций ОАО «ПГК» является ОАО «Российские железные дороги». ОАО «Баминвест» в качестве соучредителя принадлежит одна обыкновенная акция компании.

ПГК предоставляет услуги по транспортировке грузов, в том числе: круглосуточное диспетчерское наблюдение, экспедирование и контроль грузов в железнодорожном и мультимодальном сообщениях, тарифообразование, маркетинговое и юридическое сопровождение проектов.

В настоящее время в собственности ОАО «ПГК» — свыше 200 000 единиц подвижного состава разного типа. Доля компании в структуре вагонного парка РФ составляет 22%.

В 2009 г. на фоне общего снижения железнодорожных перевозок на 15 % ПГК перевезла в 1,9 раз больше грузов, чем в 2008 году: 231,8 млн тонн. Выручка компании в 2009 году составила 71,5 млрд руб, чистая прибыль — 2,1 млрд руб, EBIDTA — 17,7 млрд руб.

Комментарий

По мнению главного редактора информагентства Portnews Надежды Малышевой, интерес НЛМК к ПГК логичен. «У Владимира Лисина уже есть крупные активы в речном судоходстве, а также стивидорные компании в портах Петербурга, Туапсе и Таганрога, а приобретая долю в крупнейшем железнодорожном операторе, холдинг сможет полностью замкнуть цепочку транспортировки своей продукции»,— поясняет эксперт.

Впрочем, Алексей Безбородов из Infranews считает, что это будет скорее финансовая инвестиция, поскольку, по мнению эксперта, даже блокирующий пакет в ПГК не позволит НЛМК существенно влиять на работу и стратегию развития компании. В то же время Алексей Безбородов не исключает, что благодаря такому партнерству компания сможет получить дополнительные скидки за пользование вагонами ПГК и услугами ОАО РЖД.

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст