По данным газеты «Коммерсантъ», владелец «Новолипецкого меткомбината» Владимир Лисин может стать стратегическим инвестором крупнейшего в России железнодорожного оператора — принадлежащей ОАО РЖД «Первой грузовой компании» (ПГК). До сих пор в числе прочих металлургов господин Лисин критиковал реформу железных дорог, но теперь решил принять в ней участие. Предположительно, стороны обсуждают продажу блокпакета ПГК. Вся компания оценивается в $5 млрд, то есть сумма сделки может составить $1,25 млрд. Однако окончательно решить, какой будет схема продажи ПГК, еще должно государство.
О том, что ОАО «Российские железные дороги» может привлечь в капитал дочерней «Первой грузовой компании» (оперирует порядка 200 тыс. вагонов) стратегического инвестора, 28 мая в кулуарах форума «Стратегическое партнерство 1520» в Сочи сообщил старший вице-президент монополии Вадим Михайлов. «Есть вариант, что надо сделать только IPO ПГК, есть вариант сделать частично IPO, определить справедливую цену и на оставшийся пакет взять стратегического инвестора»,— пояснил топ-менеджер. Согласно этому варианту, стратегическому инвестору может быть продано 25% акций ПГК, тогда как 25% будет размещено на бирже.
У Владимира Лисина, как и у большинства российских металлургов, уже есть собственный железнодорожный оператор — «Независимая транспортная компания», владеющая примерно 6 тыс. вагонов. Предприниматель не раз проявлял интерес к реорганизации ОАО РЖД и реформе железных дорог. В начале 2009 года возглавляемая господином Лисиным секция по вопросам развития портовой индустрии и взаимодействия транспорта с грузовладельцами комиссии РСПП по транспорту подвергла критике ряд планируемых изменений в железнодорожное законодательство — как не отвечающих интересам грузовладельцев. В более или менее острой форме дискуссия продолжалась до июня 2009 года, потом постепенно сошла на нет, но многие спорные вопросы до сих пор не решены.
Более того, в конце января металлурги выступили резко против продолжения выведения вагонного парка из ОАО РЖД. Металлурги потребовали не создавать «Вторую грузовую компанию» (ВГК), утверждая, что это приведет к монополизации рынка дочерними структурами ОАО РЖД и повлечет неизбежный рост тарифов, как, по их мнению, произошло после появления ПГК. Однако создание ВГК все-таки было согласовано с государством — правда, с оговоркой, что при этом ОАО РЖД продаст контрольную долю в ПГК. После этого Владимир Лисин начал переговоры о вхождении в ее уставный капитал.
ОАО «Первая грузовая компания» (ОАО «ПГК») — крупнейший оператор грузовых железнодорожных перевозок в России. ОАО «ПГК» основано в 2007 году в результате реформирования ОАО «Российские железные дороги». Поскольку ОАО «РЖД« является естественной монополией с регулируемыми тарифами, оно не могло конкурировать на равных с другими собственникам подвижного состава. ПГК было создано с целью обеспечить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность грузовых перевозок, и как следствие — получить дополнительные средства на обновление российского парка подвижного состава и финансирование инфраструктуры.
Создание ОАО «РЖД» столь мощной организации, получившей от своего учредителя 200 000 вагонов, вызвало критику в создании монополиста со стороны частных операторов, самый крупный из которых на тот момент владел парком не более 30 000 вагонов.
Основным учредителем и владельцем обыкновенных акций ОАО «ПГК» является ОАО «Российские железные дороги». ОАО «Баминвест» в качестве соучредителя принадлежит одна обыкновенная акция компании.
ПГК предоставляет услуги по транспортировке грузов, в том числе: круглосуточное диспетчерское наблюдение, экспедирование и контроль грузов в железнодорожном и мультимодальном сообщениях, тарифообразование, маркетинговое и юридическое сопровождение проектов.
В настоящее время в собственности ОАО «ПГК» — свыше 200 000 единиц подвижного состава разного типа. Доля компании в структуре вагонного парка РФ составляет 22%.
В 2009 г. на фоне общего снижения железнодорожных перевозок на 15 % ПГК перевезла в 1,9 раз больше грузов, чем в 2008 году: 231,8 млн тонн. Выручка компании в 2009 году составила 71,5 млрд руб, чистая прибыль — 2,1 млрд руб, EBIDTA — 17,7 млрд руб.
По мнению главного редактора информагентства Portnews Надежды Малышевой, интерес НЛМК к ПГК логичен. «У Владимира Лисина уже есть крупные активы в речном судоходстве, а также стивидорные компании в портах Петербурга, Туапсе и Таганрога, а приобретая долю в крупнейшем железнодорожном операторе, холдинг сможет полностью замкнуть цепочку транспортировки своей продукции»,— поясняет эксперт.
Впрочем, Алексей Безбородов из Infranews считает, что это будет скорее финансовая инвестиция, поскольку, по мнению эксперта, даже блокирующий пакет в ПГК не позволит НЛМК существенно влиять на работу и стратегию развития компании. В то же время Алексей Безбородов не исключает, что благодаря такому партнерству компания сможет получить дополнительные скидки за пользование вагонами ПГК и услугами ОАО РЖД.