Стратегия развития «Роснефти» до 2030 года предусматривает модернизацию заводов компании, увеличение выпуска топлива, а также расширение сети заправок. Международная экспансия компании в секторе downstream может ограничиться уже существующими проектами.
Согласно презентации стратегии «Роснефти», модернизация российских НПЗ компании позволит увеличить их стоимость на $21 млрд. К 2015 году производство нефтепродуктов составит 59 млн т, из которых 75% — светлые нефтепродукты. Продажи бензина внутри страны достигнут 7,9 млн т, а экспорт — 2,4 млн т; дизтоплива — 9,3 млн и 14,4 млн т соответственно.
Между тем компания впредь намерена выборочно подходить к переработке за рубежом. Фокус будет делаться на синергию нефтепереработки с поставками нефти, а также получение доступа к растущим рынкам. Хотя госкомпания считает, что три уже реализуемых проекта могут быть достаточными для международной экспансии в нефтепереработке — это расширение экспортно ориентированного Туапсинского НПЗ, доступ к европейским рынкам и лучшим практикам управления за счет доли в Ruhr Oel GmbH, а также к быстрорастущему рынку Китая путем участия в Тяньцзинском НПЗ.
Госкомпания объясняет это тем, что зарубежная нефтепереработка непривлекательна. По ее подсчетам, средневзвешенная маржа переработки на российских заводах к 2015 году может вырасти до $22 за баррель (сейчас около $15). Для сравнения: средняя маржа НПЗ в Евросоюзе в 2007—2010 годах составляла всего $4—$6 за баррель.
Кроме того, будет оптимизировано региональное присутствие, в том числе открыто 158 АЗК на крупных магистралях, создано восемь-девять крупных макрорегиональных единиц, отвечающих за региональный сбыт в 53 регионах. На реализацию всех этих инициатив потребуются капвложения в размере $2,36 млрд., зато капитализация регионального сбыта нефтепродуктов вырастет на $3 млрд.
В 1991 году на базе расформированного Министерства нефтяной и газовой промышленности СССР была создана государственная нефтяная компания «Роснефтегаз». В 1993 году она была преобразована в государственное предприятие «Роснефть». В сентябре 1995 года «Роснефть» была акционирована. В июле 2006 состоялось первичное размещение акций (IPO) «Роснефти». IPO «Роснефти» стало крупнейшим в истории в России и пятым в мире по объёму собранных денег.
До проведения IPO 100 % акций «Роснефти» принадлежало государственному ОАО «Роснефтегаз». После проведения IPO и консолидации акций 12 дочерних компаний «Роснефти» (включая «Юганскнефтегаз») 75,16 % акций компании принадлежит «Роснефтегазу», 9,44 % принадлежало «ЮКОСу», а оставшиеся 15,4 % акций находились в свободном обращении, из них номинальным держателем 13,41 % акций являлся Сбербанк России.
Основные добывающие активы — ООО «РН-Юганскнефтегаз» (обеспечивает 57 % добычи ОАО НК «Роснефть»), ООО «РН-Пурнефтегаз», ОАО «Томскнефть ВНК» в Западной Сибири, ЗАО «Ванкорнефть» [Восточная Сибирь] и ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» на Дальнем Востоке, «РН-Северная нефть» в Республике Коми, «Самаранефтегаз», ОАО «Удмуртнефть». Помимо этого, компании принадлежит семь НПЗ в Туапсе, Комсомольске-на-Амуре, Ачинске, Ангарске, Сызрани, Самаре и Новокуйбышевске, а также ряд сбытовых предприятий.
Единственный зарубежный проект компании — блок «245-Юг» площадью 6548 км², расположенный в восточной части Алжира, в нефтегазоносном бассейне Иллизи (разрабатывается совместно с компанией «Стройтрансгаз»).
На 31 декабря 2010 года общие доказанные запасы углеводородов «Роснефти» по классификации PRMS составляли 22 765 млн баррелей нефтяного эквивалента, включая 18 110 млн баррелей (2487 млн тонн) нефти и 27 931 млрд куб. футов (791 млрд куб. метров) газа; по классификации SEC — 15 199 млн баррелей нефтяного эквивалента, включая 13 747 млн баррелей (1887 млн т) нефти и 8709 млрд куб. футов (247 млрд куб. м) газа.
Исходя из этих данных (PRMS), обеспеченность компании запасами углеводородов составила 25 лет, в том числе по нефти — 21 год, по газу — 67 лет, что вывело её на позиции мирового лидера по этому показателю среди котирующихся на бирже нефтяных компаний.
По данным на конец 2009 года, компании принадлежало 148 нефтебаз общей емкостью 2,9 млн куб. м, а также сеть из 1 690 собственных и арендуемых АЗС и 72 АЗС, действующих по лицензии под маркой «Роснефти». Розничная сеть «Роснефти» охватывала 39 регионов России, общий объём реализации нефтепродуктов через АЗС в 2009 году составил 3,7 млн т нефтепродуктов (в среднем около 8 т в сутки на одну автозаправочную станцию).
Выручка компании за 2008 год по US GAAP выросла на 40,2 % до $68,991 млрд, чистая прибыль — на 4,6 % до $11,1 млрд. Чистый долг компании по состоянию на 31 марта 2009 года равен $19,2 млрд.
Российский сектор downstream сейчас более привлекателен, чем зарубежный, соглашаются эксперты. Маржа на АЗС в России составляет в среднем 10%, но сейчас с учетом замороженных с начала года цен на топливо, повышения акцизов и роста стоимости нефти она упала до 5%, подсчитал аналитик ИФК «Метрополь» Сергей Вахрамеев. Это выше, чем в Европе, где маржа колеблется от нуля и ниже в зависимости от региона.