Структуры совладельца фармацевтического дистрибутора «Здравсервис» и аптечного объединения IRIS Дмитрия Сокола приобретают аптеки «Век живи», следует из ЕГРЮЛ. Созданная в конце июня компания «Стратегия Фарма» господина Сокола и его партнера Олега Богомолова 20 июля стала владельцем ООО «Бринфарм М», которое в свою очередь контролирует ООО «Аптеки век живи». Информацию о сделке подтвердили четыре собеседника “Коммерсанта” на фармацевтическом рынке.
«Век живи» управляет одноименными точками, а также аптеками под брендами «Глория фарм», «Медиал», «Экономная аптека». Включает около 70 объектов в Москве и Подмосковье. «Век живи» развивала семья спикера Мособлдумы Игоря Брынцалова — племянника создателя производителя лекарств «Брынцалов-А» Владимира Брынцалова.
«Бринфарм М» ранее принадлежал Нине Брынцаловой. Миноритарная доля в «Аптеках век живи» была у «Фарма-менеджмент» Алексея Четвергова — гендиректора ГК «Черноголовка», крупного производителя безалкогольных напитков, снеков, сладостей и детского питания. В «Век живи», «Здравсервисе» и IRIS комментарии не предоставили.
Собеседники издвния в фармрознице говорят, что аптечные сети обычно оцениваются в две-три ежемесячных выручки. По данным аналитического центра Vademecum, в 2020 году выручка «Век живи» была 1,2 млрд руб., а средний оборот одной точки — 1,25 млн руб. в месяц. Таким образом, сеть из 70 аптек могла стоить до 262,5 млн руб.
Как отмечает гендиректор DSM Group Сергея Шуляка, сделка укладывается в общий тренд консолидации аптечного рынка, которая будет продолжаться и дальше. Из-за кризиса владельцы небольших сетей распродают свои точки, более 1 тыс. единичных аптек в прошлом году вынуждены были закрыться, в то время как крупные игроки, напротив, наращивали свое присутствие, рассказывает он. Гендиректор сети «Неофарм» Евгений Нифантьев добавляет, что в последнее время растет и число региональных аптечных сетей, желающих зайти на конкурентный московский рынок, и конкуренция в регионе будет только усиливаться за счет давления со стороны онлайн-площадок.
По итогам первого квартала IRIS занимал третье место в рейтинге аптечных сетей в России DSM Group с долей 4,6% рынка, уступая АСНА и «Ригла». В IRIS, по собственных данным, входит 2,43 тыс. аптек, продажи в январе—марте — 16,8 млрд руб.
Директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов поясняет, что консолидация небольших аптечных сетей в объединения продиктована в первую очередь возможностью получать так называемую бэк-маржу от коммерческих соглашений с производителями (бонусы за объемы продаж, приоритет в выкладке и рекомендации провизором и т. д.). Небольшим сетям с относительно скромной географической представленностью претендовать на такие партнерства с производителями сложно, указывает он.