По данным газеты «Коммерсант» и информационного агентства «ТАСС», 18 октября 2018 года власти Псковской области подвели итоги конкурса по продаже пакета акций ОАО «Псковавиа». На аукцион подали заявки две компании — АО «Аэропорт Сиверский» и ООО «Евросиб Лахта».
Начальная цена лота составляла 49,6 млн. рублей, большую цену за актив — 55 млн. рублей — предложило АО «Аэропорт Сиверский». Примечательно, что обе компании подконтрольны структурам холдинга «Евросиб», владельцем которого считается петербургский бизнесмен Дмитрий Никитин.
Структуры «Евросиба» купят 75% минус одну акцию перевозчика, блокпакет сохранит за собой область, которая также будет участвовать в развитии предприятия.
Господин Никитин сообщил, что авиационный бизнес находится в контуре интересов транспортной группы. По оценке «Евросиба», прогнозный пассажиропоток в аэропорту Пскова может составить до 250 тыс. человек. Компания сосредоточится на увеличении пассажиропотока в город, после чего можно будет говорить о развитии грузовых авиаперевозок, заключил господин Никитин.
Договор купли-продажи с победителем конкурса заключен 22 октября 2018 года. «Будет разработана долгосрочная программа развития АО «Аэропорт Сиверский» и ОАО «Псковавиа», которую представят на обсуждение общему собранию акционеров», - сообщил 19 октября 2018 года представитель пресс-службы «Евросиба». Сроки разработки и дату общего собрания акционеров в компании пока не раскрывают.
«Евросиб» — многопрофильная группа компаний, основана в 1992 году. Объединяет бизнесы в области железнодорожного транспорта и инфраструктуры, логистики, авторитейла и девелопмента.
Железнодорожный оператор ЗАО «Евросиб СПб — транспортные системы» входит в 20 ведущих компаний по парку вагонов в собственности (управляет около 12,8 тыс. вагонов), согласно рейтингу Infoline Rail Russia Top. Выручка компании за 2017 год составила 9,2 млрд. рублей, чистая прибыль — 402 млн. рублей, по данным агентства «Infoline-Аналитика».
По словам юристов, закон не запрещает участвовать в торгах компаниям с одними и теми же учредителями.
«Такое участие никак не влияет на возможность других лиц участвовать в торгах и предложить более высокую цену. Смысл привлечения аффилированной компании к закупкам заключается в том, чтобы торги состоялись: при участии только одного участника торги признаются несостоявшимися»,— говорит старший юрист Rightmark Group Олег Лодянов.
Сиверский - военный аэродром, построенный в 1937 году в Гатчинском районе Ленинградской области. Изначально имел грунтовое покрытие и был предназначен для эксплуатации истребителей и истребителей-бомбардировщиков.
В 1977 году была построена запасная взлетно-посадочная полоса с искусственным покрытием. С 2014 года правительство Ленинградской области начало разработку вопроса передачи в собственность региону аэродромов Минобороны, в том числе Сиверского.
На инвестора накладываются обременения по инвестициям в актив, следует из условий конкурса. Так, за год с момента заключения договора структуры «Евросиба» должны будут вложить 1,2 млрд. рублей в актив, в том числе закупить самолеты, реконструировать аэропорт, сохранить не менее 220 рабочих мест, повысить квалификацию 90 сотрудников «Псковавиа».
Также на победителя тендера распространяются ограничения в изменении назначения объектов предприятия: аэровокзала, трансформаторной подстанции, складов авиатехимущества и горюче-смазочных материалов, авиатехбазы и воздушных судов.
Напомним, что в январе 2018 года СК РФ возбудил уголовное дело по факту невыплат зарплаты работникам авиакомпании "Псковавиа" на сумму 2,5 млн. рублей, в прошлом году прокуратура разбиралась с подобными нарушениями на суммы 8 и 9 млн. рублей.
По поручению губернатора Псковской области Михаила Ведерникова был переизбран совет директоров авиакомпании, разработан план по ее стабилизации, а также установлен максимальный контроль за ее финансово-хозяйственной деятельностью.
Ранее региональные власти оценивали ситуацию на "Псковавиа" как очень тяжелую и сообщали о том, что из областного бюджета приходится выделять от 6 млн. до 10 млн. рублей ежемесячно, чтобы компания не потеряла летный сертификат и не стала банкротом.
Для сохранения сертификата эксплуатанта администрация Псковской области ранее принимала ряд мер, в том числе по погашению части долговых обязательств перед арендодателями самолетов.
Между тем в настоящее время у «Псковавиа» нет действующего летного сертификата: Росавиация приостановила его весной 2018 года. Чистый убыток компании за 2017 год составил 98,1 млн. рублей. Авиакомпания является главным оператором аэропорта Пскова «Кресты», использует самолеты Ан-24, Ан-26, Ан-26БРЛ и вертолет Robinson R-44.
Как стало известно ранее, власти Псковской области не намерены продолжать пассажирские перевозки на самолетах Ан. По словам главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова, если авиакомпания будет обновлять парк, то, скорее всего, за счет покупки самолетов на вторичном рынке, возможно, таких самолетов, как франко-итальянские ATR 42 и ATR 72 или более дорогих Bombardier Q300 и Q400.
В то же время, по словам эксперта, развивать самостоятельно маршрутную сеть из Пскова не имеет смысла, так как, по авиационным меркам, рядом есть крупные хабы Петербург и Москва, а собственный пассажиропоток из Пскова незначителен.
«Собственно аэропортовый бизнес может быть вполне прибыльным для компании при условии развития инфраструктуры и привлечения иных эксплуатантов, таких как МЧС, бизнес-авиация, перевозчики грузов»,— отмечает господин Гусаров. За 2017 год через псковский аэропорт «Кресты» перевезено 4 тыс. человек, за 2016 год — 12 тыс. человек.
В «Евросибе» считают авиационную отрасль «перспективной точкой роста». У «Евросиба» уже были планы по созданию логистических терминалов в области при условии достаточного грузопотока: такой проект обсуждался еще при экс-губернаторе Псковской области Андрее Турчаке, сообщали СМИ.
Сейчас компания также ведет переговоры с властями Ленобласти о создании на базе находящегося в собственности Минобороны аэродрома Сиверский аэропорта для грузовой и бизнес-авиации. Он может начать работу в 2021 году. По словам представителя «Евросиба», проекты в Пскове и Ленобласти между собой не связаны, они обладают «разной идеологией и стартовыми условиями».
Улучшение конъюнктуры железнодорожного рынка привело к увеличению доходов и росту прибыльности компании «Евросиб СПб-ТС» и сформировало возможности у акционера для отвлечения средств, необходимых для развития аэропортового и авиабизнеса: в горизонте трех лет инвестиции в АО «Аэропорт Сиверский» и ОАО «Псковавиа» будут сопоставимы с прибылью компании «Евросиб-ТС» за 2017–2019 годы, считает генеральный директор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров.
«Для Дмитрия Никитина авиационный бизнес — это амбициозный проект, в котором практически отсутствует синергия с действующим железнодорожным и логистическим бизнесом, а также бизнесом по продаже автомобилей»,— говорит эксперт.
Реализация этого инвестиционного проекта усложнится из-за конкуренции со стороны компании РЖД, которая в 2018 году запустила «Ласточки» между Петербургом и Псковом, подчеркивает господин Бурмистров.
«Псковавиа» — малопривлекательный и убыточный актив, говорит управляющий партнер группы Veta Илья Жарский.
По его словам, покупка может быть интересна структурам «Евросиба», если в Пскове будет создан центр грузовых перевозок, так как добиться для аэропорта пассажиропотока более чем в 100 тыс. человек в год будет крайне сложно, учитывая, что в 2017 году Псков посетило не более 380 тыс. человек.