Как стало известно „Ъ“, структуры, близкие к бизнесмену Андрею Назарову, бывшему советнику главы Башкирии Рустэма Хамитова по инвестиционным проектам, приобрели франшизу на вещание в регионе телеканала «РБК-ТВ».
Политологи и эксперты отрасли отмечают, что предыдущие медиапроекты Андрей Назаров начинал в преддверии важных политических событий в регионе, но в итоге они преследовали исключительно коммерческие цели.
О том, что компании, близкие предпринимателю, вице-президенту «Деловой России» Андрею Назарову, приобрели ООО «Телерадиокомпания „Тримедиа”», рассказали „Ъ“ источники на медиарынке.
ТРК «Тримедиа» с прошлого года владеет 10-летней лицензией на вещание в Башкирии телеканала «РБК-ТВ». Прежними владельцами компании являлись предпринимательница Гульшат Булгакова и физлицо Айдар Нафиков.
Сделка по продаже «Тримедиа» была закрыта в феврале. По информации „Ъ“, инициатива исходила от Гульшат Булгаковой. Из-за конфликта с руководством «Уфанета» лицензиату не удавалось договориться о вещании «РБК-ТВ» в кабельной сети этого крупного оператора.
«Развивать канал без „Уфанета” было не интересно, поэтому искали покупателя»,— сказал собеседник в «Тримедиа». В руководстве «Уфанета» „Ъ“ сообщили, что не знали о смене владельца «Тримедиа» и пока не ведут переговоры о возобновлении вещания «РБК-ТВ» в своих сетях.
Сумма сделки по покупке ТРК не раскрывается. Собеседник в «Тримедиа» сообщил, что прежний договор франшизы с «РБК-ТВ» предусматривал право регионального партнера на размещение до 30 мин рекламы в сутки и до трех с половиной часов информационного контента в неделю. Параметры вещания могли быть увеличены по договору сторон, отметил собеседник.
Представитель Андрея Назарова Рустам Муратов сообщил, что окончательное решение о начале вещания «РБК-ТВ» еще не принято. «Мы не торопимся, все находится в процессе обсуждения»,— сказал он.
Покупку лицензиата господин Муратов объясняет тем, что «идея запуска „РБК-ТВ” показалась коммерчески интересной»: «У телеканала есть студия в отеле „Хайят” в Москве. У нас возникла идея оборудовать аналогичную в уфимском отеле „Шератон” (принадлежит членам семьи Андрея Назарова.— „Ъ“).
Это вписывается в концепцию развития отеля. Для Уфы это ноу-хау, которое позволит оживить местный информационный ландшафт, и что немаловажно для нас — создать точку притяжения деловых кругов в отель».
Сложностей с квалифицированным персоналом и оборудованием у «РБК-ТВ» не возникнет, полагают собеседники на медиарынке. Они напоминают, что государственная телерадиокомпания «Башкортостан» недавно объявила о 10-процентном сокращении штата, а два года назад была распущена местная команда, делавшая контент для «Рен-Уфа».
Многие из этих сотрудников не нашли хорошей работы. Осталось не востребовано студийное оборудование студии «Рен-Уфа» (партнером канала в городе являлся предприниматель Альберт Мухамедьяров). Вложения в организацию вещания нового телеканала собеседники на рынке оценивают в диапазоне 70–200 млн руб.
Информированный собеседник „Ъ“ отмечает, что параллельно переговоры о вещании в регионе «РБК-ТВ» вели структуры, близкие к администрации главы региона. Однако, сообщил источник, «на РБК высказываются против того, чтобы местные власти контролировали контент делового канала».
Отметим, что «РБК-ТВ» — не первый медиапроект Андрея Назарова. Его структуры с конца 2000-х годов владеют новостным интернет-порталом «Независимая уральская газета» и издают одноименную газету.
Прогнозировать успех франшизы «РБК-ТВ» эксперты не берутся, тем более что попытки развивать такой нишевый канал в регионе раньше не предпринимались. По мнению руководителя Агентства по печати и СМИ Бориса Мелкоедова, «чем больше каналов с региональным контентом, тем лучше для республики». «Другое дело, что рекламный сегмент там небольшой, и трудно сказать, будет ли проект окупаемый»,— добавил чиновник.
Политолог Азамат Галин отмечает, что «в Андрее Назарове часто ошибочно видят политика, хотя он неоднократно доказывал, что в первую очередь он бизнесмен». «Это человек с безусловно высокими лоббистскими возможностями, но сама по себе политика ему не интересна, значит, идея „РБК-ТВ” должна себя окупить в прямом смысле этого слова»,— полагает эксперт.
По мнению политолога Константина Калачева, «начинать в кризис планово-убыточный медиабизнес, каким он является по крайней мере на первых порах, можно только при наличии стратегических интересов».
«Практика показывает, что подконтрольные медийные инструменты позволяют предпринимателям вступать в различные коалиции, благоприятно воздействующие на их предпринимательскую деятельность. При наличии такого инструмента бизнесмен становится, образно говоря, „завидным женихом” или „невестой на выданье”, кому как угодно»,— заключил политолог.