НПО «Критические информационные системы» (НПО КИС, структура «Росатома») приобретает 100% акций АО МЦСТ, сообщил источник “Коммерсанта”. По его данным, «сделка была безденежной». О ней знают также собеседник газеты в крупном IT-интеграторе и еще один источник, знакомый с ситуацией. В «Росатоме» отказались от комментариев, так же поступил директор по маркетингу МЦСТ Константин Трушкин. Собеседник издания, близкий к акционерам МЦСТ, отрицает интерес «Росатома» к компании.
МЦСТ разрабатывает линейку процессоров «Эльбрус». Актуальные данные о финансовых показателях компании и составе ее акционеров скрыты. По словам источников на рынке микроэлектроники, контрольный пакет акций принадлежит Александру Киму, сам он подтверждал это в декабре 2021 года. Прошлой осенью МЦСТ вместе с рядом других российских дизайн-центров попали в SDN-лист Минторга США.
Гендиректор «Норси-Транса» (крупнейший партнер МЦСТ, выпускает СХД на процессорах «Эльбрус») Сергей Овчинников не знает о завершении сделки, однако слышал о переговорах. Если «Росатом» действительно приобрел МЦСТ, отмечает господин Овчинников, дизайн-центр «получит стимул к развитию». «У "Росатома" достаточно средств, компетенций и кадров, чтобы обеспечить разработку и производство уникальных российских процессоров»,— считает он.
Госкорпорация может позволить себе пойти на санкционные риски при покупке МЦСТ, полагает управляющий партнер юридической фирмы INGVARR Игорь Мазилин: «"Росатому" удавалось избегать экспортных ограничений с самого начала санкционной "войны" в связи с тем, что российскую атомную промышленность сложно исключить из глобального рынка, а возможности госкорпорации остаются важными для стран, вводящих санкции против РФ». Вхождение дочерней компании в санкционный список прямо не влияет на статус материнской и «сестринских» структур, уточняет партнер и руководитель санкционной практики АБ «А-ПРО» Екатерина Макеева, но может сказаться на взаимодействии с контрагентами, вынужденными соблюдать ограничения.