Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
II кв.'25
87
4 942
I кв.'25
71
1 653
IV кв.'24
183
8 371

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Т-банк (Тинькофф)Росбанк
1 365

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 943,30  (-22,36%)
1 154,00  (-8,77%)
6 411,37  (-37,77%)
113 449,50  (-3,38%)
4 186,70  (+32,22%)
65,79  (-0,81%)
Источник Investfunds

Суд лишил Михаила Черного участия в Petrochemical Holding Gmbh

Бизнесмен Александр Гликлад, добившийся в апреле 2014 года взыскания $505 млн с Михаила Черного в суде Нью-Йорка, получил право в счет этих средств забрать себе долю господина Черного в Petrochemical Holding Gmbh, владеющем активами в России и за рубежом.

Но основной акционер Petrochemical Holding Яков Голдовский, давний партнер Михаила Черного, уверил "Ъ", что у того сейчас нет доли в компании. Это не смущает господина Гликлада, который готовит аукцион по продаже прав требования.

Как стало известно "Ъ", суд Нью-Йорка 17 декабря обязал бизнесмена Михаила Черного передать принадлежащие ему активы и дебиторскую задолженность в австрийском холдинге Petrochemical Holding Gmbh Александру Гликладу в счет погашения долга в $505 млн. Информация содержится в постановлении суда, опубликованном 9 января.

Напомним, что в апреле 2014 года господин Гликлад убедил суд в том, что Михаил Черной должен ему $270 млн по векселю от 2003 года плюс проценты (9% годовых) за продажу 26,37% акций "Кузбассразрезугля" (КРУ).

Господин Черной настаивал, что, напротив, по векселю деньги ему должен господин Гликлад за другую сделку, а заемщиком в бумаге он сам значится "по ошибке": якобы подпись была поставлена не в том месте по причине опьянения. Но суду Михаил Черной доказательств так и не представил.

Господин Гликлад в июле добился и постановления суда о том, что ему причитаются платежи от совладельца "Русала" Олега Дерипаски и совладельца УГМК Искандара Махмудова в адрес господина Черного по мировым соглашениям.

В Petrochemical Holding, по последней информации, входят неработающий румынский НПЗ RAFO мощностью 3,6 млн тонн, польский дистрибутор СПГ Polski Gaz S.A., нефтехимический комплекс "Корунд" (активы в РФ и Словении) и "Оргстекло" (Нижегородская область), которое только в прошлом декабре завершило банкротство мировым соглашением (долг свыше 2 млрд руб.). Юристы Winston & Strawn LLP, представляющие интересы Александра Гликлада, в одном из документов называют холдинг "компанией ценой в $1 млрд".

Единственный известный акционер Petrochemical Holding — экс-президент СИБУРа Яков Голдовский. В показаниях по спору господ Гликлада и Черного в 2004 году он признавал, что "много лет является бизнес-партнером и личным другом Михаила Черного". 15 января Яков Голдовский заявил "Ъ", что господин Черной "не является акционером Petrochemical" и совместных проектов у них нет.

Но юристы Winston & Strawn утверждают, что Михаил Черной в 2003 году приобрел "начальный пакет" в Petrochemical за $100 млн — это следует из соглашения по продаже господином Черным долей в КРУ, Ural Mining and Metallurgical Co. (обе стали основой холдинга УГМК), "Алтайкоксе" и "Энергопроме" Искандару Махмудову и его партнерам.

Сумма сделки должна была составить $985 млн, из них Михаил Черной, по информации юристов, получил $530 млн, часть которых направил на увеличение доли в Petrochemical (это указано в расписке господина Черного от 13 августа 2004 года). Размер пакета и детали сделок в материалах дела скрыты.

При этом судья Мелвин Швейцер отмечает, что господин Черной не опротестовал требования Александра Гликлада по переводу на него активов в Petrochemical и не представил доказательств того, что он не является акционером холдинга.

Сам господин Гликлад уже готов устроить аукцион по продаже прав требования долей господина Черного в Petrochemical, сказал "Ъ" партнер Winston & Strawn Гордон Доби. Партнер практики по разрешению споров Goltsblat BLP Рустам Курмаев говорит, что это может заинтересовать международные коллекторские агентства. Решение суда Нью-Йорка в пользу Александра Гликлада может объясняться тем, что у иностранных судов существует насчитывающая сотни лет практика по "прокалыванию корпоративной вуали", замечает юрист.