Построенная в 1930-х гг. гостиница «Москва» была снесена в 2004 г. Новый отель на ее месте строила компания «Декмос»: 51% ее акций принадлежал ЗАО «Декорум», 49% — столичной мэрии. Считалось, что «Декорум» контролируется Егиазаряном. Сам Егиазарян это долго отрицал, заявляя, что всего лишь курирует строительство отеля как депутат, избранный от Москвы.
Новая гостиница «Москва» под международным брендом Four Seasons была открыта в этом году. Сейчас по 25,5% объекта принадлежит структурам Керимова и Ротенберга, остальное у президента Бинбанка Михаила Шишханова. Шишханов ранее говорил, что готов выкупить отель полностью или продать свою долю.
В 2010 г. стало известно, что 50% «Декорума» (эквивалентны 25,5% в гостинице «Москва») принадлежат Аркадию Ротенбергу и его партнеру Константину Голощапову. Информация об этом обнаружилась в судебных исках, которыми начали обмениваться акционеры «Декмоса».
В конце 2010 г. Егиазарян и его представители подали иски в лондонский международный арбитраж и в суд Никосии (Кипр), ответчиками по которым оказались Керимов, Ротенберг и Голощапов, а также тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков и его жена Елена Батурина. Егиазарян обвинял Керимова и Ротенберга в захвате его доли в «Москве» и оценивал ущерб примерно в $2 млрд. Основывалась эта оценка на той сумме ($2-2,5 млрд), которую рассчитывали получить совладельцы гостиницы, когда в 2010 г. предлагали купить ее управлению делами президента.
Судебные разбирательства между другими участниками конфликта продолжаются до сих пор. Сейчас общая сумма претензий к Керимову составляет около $600 млн, говорит человек, близкий к истцам.
Но когда Егиазарян выходил из проекта, стороны подписали договор, по условиям которого Керимов должен был заплатить ему только $250 млн — отсюда и размер компенсации, рассказывает человек, близкий к одной из сторон спора.
Другое дело, что впоследствии Егиазарян отказался получать эти деньги, заявив, что ему должны гораздо большую сумму. Лондонский суд всего лишь подтвердил первоначальный договор, объясняет собеседник «Ведомостей», и срок апелляции по этому решению суда еще не истек.
Договор действительно был, но суд признал его притворным, утверждает человек, близкий к другой стороне процесса. И нынешнее решение суда определяет размер компенсации без привязки к договору, настаивает он.
Средства, чтобы расплатиться с Егиазаряном, у Керимова есть. В апреле 2014 г. журнал Forbes оценивал состояние Керимова в $6,9 млрд (19-е место в рейтинге богатейших бизнесменов России). Единственный оставшийся у него крупный актив — это 40,2% Polyus Gold (принадлежат ему через Suleyman Kerimov Foundation).
В прошлом году Керимов продал около 1% «Алросы» рыночной стоимостью $40,8 млн, акции «Уралкалия» (вместе с партнерами владел 47,09%) и 36% группы компаний ПИК. Суммы этих сделок не раскрывались.
Источники «Ведомостей» говорили, что пакет в «Уралкалии» продан «Онэксиму» примерно за $5,4 млрд, а акции группы ПИК — по рыночной цене (на момент объявления о сделке доля Керимова стоила $468 млн).