Весь 2014 год «Системные решения» искали инвесторов и интерес к проекту проявила Екатерина Игнатова, рассказывает управляющий партнер и основатель Smartdriving.io Михаил Анохин.
Он связывает это с наличием у Игнатовой «глубокой экспертизы и интереса» к бизнесу, связанному с автокомпонентами; в частности, она совладелец компании «Кате» – разработчика «уникальной автоматической коробки передач».
Игнатова подтвердила, что тема «различных систем, связанных с автомобильным рынком», для нее привлекательна, а «Системные решения» создали уникальный продукт, который позволит снизить стоимость страхования.
«Емкость рынка очень серьезная», – считает Игнатова: рынок умного страхования за 2015 г. она оценивает в 30 000 полисов, но с каждым годом этот показатель увеличивается в разы, так что к 2021 г. этот рынок может превысить 200 млрд руб. в год.
«Системные решения» были учреждены в 2015 г. и уже успели побывать у двух владельцев. Учредил их Анатолий Агафонов, бывший сотрудник фонда Quinta Capital Partners Рубена Варданяна (QCP, управлял деньгами Варданяна и его друзей).
Но почти сразу он передал компанию кипрской Jetshare Trading Ltd., единственной владелицей которой, по данным кипрского реестра, является гражданка Испании Мария Баер-Пахомова.
Это сестра Романа Пахомова, гендиректора принадлежащей «Ростеху» лизинговой компании «Авиакапитал-сервис». Пахомов передал, что не может комментировать дела Баер-Пахомовой, так как не имеет к ним никакого отношения.
Не связан с «Лабораторией умного вождения» и QCP, говорит его представитель: «Инициаторы проекта вышли на Игнатову напрямую». Сама Игнатова подтверждает: ее проект никак не связан ни с «Тройкой диалог», ни с другими структурами.
Сайт «Лаборатории умного вождения» представляет ее как разработчика телематической платформы, включающей в себя специальные устройства (будут выпускаться по контракту на российских заводах), ПО и картографический сервис и позволяющей получать информацию о состоянии двигателя автомобиля, о характере вождения его владельца и множестве других параметров.
В первую очередь проект интересен страховым компаниям, говорят сотрудники Smartdriving: он позволит оценить риски и снизить стоимость каско для аккуратных водителей.
Анохин прежде работал директором по развитию компании «Р-телематика» – одного из крупнейших участников рынка умного страхования.
В январе 2016 г. «Р-телематика» подписала соглашение с НП «Глонасс» о совместном создании продуктов и сервисов для страховых компаний и автопроизводителей.
На российском рынке всего три компании с собственными готовыми решениями в области умного страхования, считает коммерческий директор «Р-телематики» Алексей Касаткин: сама эта компания, «Раксел телематикс» и итальянская MetaSystems.
Пока умное каско внедрили или запустили в пилотном режиме только 14 российских страховщиков, знает он. Этот рынок будет расти, по его прогнозу, на 10–60% в год и к 2020 г. новым продуктом будет пользоваться до 45% страхователей. Компания Игнатовой, по его мнению, приблизится к лидерам рынка к 2018 г.
Главное, чтобы «Системные решения» не превратились в квазигосударственного оператора наподобие оператора системы «Платон», собирающего с водителей грузовиков плату за проезд по федеральным трассам, оговариваются сотрудники некоторых страховых компаний в неофициальных беседах (оператор «Платона» – РТИТС, совместная компания Игоря Ротенберга и «Ростеха»).
Екатерина Игнатова отрицает любую возможность административной поддержки со стороны «Ростеха».
Телематическое страхование – розничный продукт, приобретать который заинтересованы «физические лица, страховые компании и автодилеры, а не госкорпорация и автозаводы», уверен Михаил Анохин.