По данным газеты «РБК daily», «Связьинвест» ведет консультации по ряду сделок, конечная цель которых не менее 51% «МегаФон». Покупку последнего «Связьинвест» по-прежнему рассматривает как основной сценарий развития своего сотового бизнеса. Со своими долями в операторе может расстаться предприниматель Алишер Усманов и один из двух других акционеров — TeliaSonera или холдинг Altimo. Последний — в обмен на то, что государство одобрит его альянс с норвежской Telenor.
Напомним, что Altimo объявила о том, что намерена заключить две сделки по объединению совместных активов с компаниями Telenor и TeliaSonera. У Минкомсвязи есть ряд вопросов по нескольким параметрам сделок. В частности, что касается альянса с Telenor, министерство выражает опасения, что российская сторона потенциально может потерять контроль в СП, контролирующем «ВымпелКом», если ее доля в акционерном капитале упадет ниже определенного порога. Исходя из объявленных параметров сделки российская доля в СП будет больше, чем у зарубежных партнеров, — около 44% против 35% у норвежской компании. Однако, в случае, если сделка состоится, в планы Altimo не входит уменьшение доли в СП в долгосрочной перспективе и руководителем СП уже назначен россиянин Александр Изосимов, что еще увеличивает российскую составляющую в компании.
Что касается «МегаФона», где партнером Altimo является TeliaSonera, регулятор выражает опасения, что Altimo может влиять на действия оператора, являясь при этом бенефициаром его прямого конкурента. Но мнение Минкомсвязи не является определяющим в решении по этим сделкам, так как конечную резолюцию вынесет комиссия по иностранным инвестициям во главе с Владимиром Путиным. В настоящее время все заинтересованные стороны проводят консультации по нахождению компромисса.
В случае, если со своим пакетом в «МегаФон» решит расстаться Алишер Усманов (ему принадлежит 31,1% акций оператора), он может обменять его на пакет в объединенном «Ростелекоме». Недостающие акции могут быть выкуплены у холдинга Altimo.
«МегаФон» – первый общероссийский оператор мобильной связи стандарта GSM 900/1800. Образован в мае 2002 года в результате переименования и изменения закрытого акционерного общества «Северо-Западный GSM» и объединения в рамках одной торговой марки с ЗАО «Соник Дуо» (Москва), ЗАО «Мобиком-Кавказ», ЗАО «Мобиком-Центр», ЗАО «Мобиком-Новосибирск», ЗАО «Мобиком-Хабаровск», ЗАО «Мобиком-Киров», ОАО «МСС-Поволжье», ЗАО «Волжский GSM» и ЗАО «Уральский Джи Эс Эм».
Собственники компании: 35,6% акций напрямую и ещё 8,2% через компанию «Телекоминвест» принадлежат шведско-финской компании TeliaSonera, 8% напрямую и 23,1% через «Телекоминвест» — компании «АФ телеком холдинг» Алишера Усманова, 25,1% — «Альфа-групп». Лицензионный портфель Общества и принадлежащих ему 100% дочерних компаний как в стандарте связи GSM 900/1800, так и связи третьего поколения IMT-2000/UMTS, охватывает всю территорию России с населением 142 миллиона человек. Также дочерняя компания Общества – ЗАО «ТТ-Mobile» оказывает услуги сотовой связи в Таджикистане.
В Altimo говорят, что не намерены продавать или уменьшать доли в «МегаФон» и «Вымпелком» и заинтересованы в успешном развитии обоих операторов.
ИК «Велес Капитал» оценивает справедливую стоимость объединенного «Ростелеком» в $8 млрд. Справедливая стоимость «МегаФон» сейчас составляет $21 млрд., считают в инвесткомпании. «Очевидно, что прямого обмена пакетами в операторах быть не может, даже если говорить только о г-не Усманове. Стоимость контроля в «МегаФоне» и вовсе обойдется дороже всех активов «Связьинвест», вместе взятых. Однако пример АФК «Система» показывает, что государство вполне способно выстраивать сложные схемы, в которых задействовано несколько активов в разных отраслях», — говорит аналитик ИК Илья Федотов.
«Текущая стоимость «Ростелеком» и всех МРК — $8,4 млрд. С учетом эффекта синергии и рыночной недооценки ряда объединяемых активов справедливая стоимость «Ростелеком» может составить $10—12 млрд. В этом случае за свой пакет в «МегаФон» г-н Усманов может получить не меньше 38% акций государственного оператора. Это схема не кажется реалистичной, т.к. вряд ли государство согласится получить столь сильного миноритария. Более того, реализация такой схемы может поставить под вопрос сам государственный контроль над объединенным «Ростелекомом», — говорит Алексей Курасов, руководитель управления корпоративных финансов ИК «Финам».