По данным газеты «Ведомости», «ТПС недвижимость» приобрела 50% в «Энерго-строе» по сделке репо с обязательством обратной продажи после завершения строительства в «Шереметьево» терминала В и подземного перехода между терминалами северной и южной зоны аэропорта.
«Сделка совершена исключительно с целью обеспечить исполнение обязательств генерального подрядчика и целевое расходование средств», – заявил председатель совета директоров «ТПС недвижимости» Александр Пономаренко. По условиям сделки «ТПС недвижимость» не имеет права на получение дивидендов или иной выгоды от владения долей в «Энерго-строе».
Терминал В и межтерминальный переход обойдутся в $630 млн. Это крупнейшие объекты, которые должен построить в аэропорту к чемпионату мира по футболу 2018 г. «Шереметьево холдинг», ставший этой весной контролирующим владельцем международного аэропорта «Шереметьево» в ходе консолидации его активов.
«Шереметьево холдинг» через TPS Avia принадлежит Аркадию Ротенбергу, трасту, действующему в интересах семьи Пономаренко и депутата Госдумы Александра Скоробогатько.
«ТПС недвижимость» входит в TPS Real Estate Holdings (строит и управляет торговыми центрами в России и на Украине), 66,6% которой принадлежит трасту, действующему в интересах семей Скоробогатько и Пономаренко, а 33,3% контролирует сын Ротенберга Игорь Ротенберг.
«Шереметьево» 13 марта выбрало «Энерго-строй» генподрядчиком терминала и тоннеля. 50% в нем «ТПС недвижимость» получила 27 апреля, следует из данных ЕГРЮЛ. До нее 99% долей «Энерго-строя» принадлежало голландской компании «Дина груп Б. В.». Но и она сама стала владельцем подрядчика только 9 марта. До этого он принадлежал российским структурам турецкой строительной компании Renaissance Construction.
У продавца есть обязательство выкупить обратно 50% «Энерго-строя», в договоре же определена и цена обратного выкупа, говорит человек, близкий к «ТПС недвижимости».
«Получается, владение генподрядчиком и контроль за денежными потоками только на время строительства, а потом избавляются от ненужного актива – красивая идея, – говорит гендиректор «Штрабаг» Александр Ортенберг. – С применением такой схемы в России раньше не сталкивался».
«В мировой практике такая схема используется, но в России я ее не встречал», – соглашается управляющий директор Strategy Partners Group Александр Ованесян.
«Скорее всего доля в подрядчике куплена и будет продана обратно по цене, близкой к рыночной. Все-таки покупатель получает, пусть и на время, сложный и немаленький актив, возможность принимать решения, он должен нести и риски», – рассуждает аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков.
Если в результате строительства объектов компания получит прибыль, то временный владелец должен получить компенсацию за свои усилия. И наоборот, если проект окажется убыточным, он должен разделить ответственность.
Так что наверняка договор репо предусматривает несколько вариантов условий обратного выкупа в зависимости от итогов проекта, рассуждает Рожков. Ортенберг оценивает весь «Энерго-строй» в 1,6–1,9 млрд руб., исходя из его финансовых показателей за 2014 г. (более поздних данных нет).
Кто стоит за «Дина груп», не известно. Гендиректор «Энерго-строя» Владимир Бузин и менеджер «Шереметьево» говорят, что она принадлежит двум физлицам из России.
Топ-менеджер компании строительной отрасли уверен, что это ничего не значит, а реальным владельцем по-прежнему может оставаться Renaissance Construction.
«Только четыре компании прошли жесткий предквалификационный отбор «Шереметьево» и получили право подать ценовое предложение, в том числе три турецкие и Strabag. Ценовое предложение в январе подали только Limak и Renaissance Construction, у последней было более выгодное, она могла лучше все рассчитать, так как проектировала терминал В и тоннель», – объясняет он.
В январе гендиректор «Шереметьево» Михаил Василенко говорил, что в тендере участвуют австрийская Strabag, турецкие Limak и Renaissance Construction.
«Весь рынок знает, что победила Renaissance Construction. Сначала «Шереметьево» сообщило, что генподрядчиком выбрана Renaissance, через несколько часов аннулировало сообщение, а потом заявило, что выбран «Энерго-строй», – напоминает источник, знакомый с ситуацией. Это могло быть сделано, чтобы упростить работу, рассуждает он.
После введения антитурецких санкций строительным компаниям с турецким капиталом надо на каждый проект получать разрешение российского правительства, а сроки для такого проекта очень сжатые – всего два года.