МТС интересовалась долей в холдинге Fintur Holdings – совместном предприятии шведско-финской компании TeliaSonera и турецкого оператора Turkcell, рассказал «Ведомостям» сотрудник одного из инвестбанков.
Два человека, один из которых близок акционерам МТС, а второй – одному из участников встречи, подтвердили ее факт. Но, знают они, речь шла не о доле во всем холдинге, а об отдельных активах.
Fintur – телекоммуникационный холдинг, 58,55% в нем принадлежит TeliaSonera, остальным владеет Turkcell. Активы, входящие в его структуру, работают на территории Казахстана, Грузии, Азербайджана и Молдавии.
Скандинавская компания в сентябре прошлого года заявила, что будет сокращать присутствие в Евразийском регионе, в том числе будет продана доля и в Fintur. О причинах такого решения компания не сообщила.
Представители МТС в самом деле общались с Fintur в прошлом году, примерно в то же время, когда TeliaSonera заявила о желании выйти из Евразии, с тех пор активных контактов с Fintur не было, рассказывает один из собеседников «Ведомостей».
По его сведениям, Fintur общался и с другими операторами. По словам другого, встреча происходила по инициативе TeliaSonera, ищущей быстрого выхода из активов с СНГ, и ни к чему не привела.
Активы с СНГ сейчас не самые привлекательные из-за сложной экономической ситуации, так, в Казахстане идет девальвация валюты из-за падения цен на энергоносители. Кроме того, сложность в том, что активы оценены в валюте, а рубль падает по отношению к доллару, объясняет собеседник «Ведомостей».
В ноябре партнер TeliaSonera в Fintur – турецкая Turkcell объявила, что готова сама выкупить ее долю. Представитель Turkcell 3 февраля сообщил «Ведомостям», что компания уже подписала с TeliaSonera необязывающее соглашение по Fintur, но подробностей, в том числе и стоимости пакета, не раскрыл.
Аналитик Pareto Securities Джон Гьерстен оценивал для Bloomberg долю TeliaSonera в Fintur в $430 млн. По оценке аналитиков «Альпари», доля TeliaSonera в Fintur Holdings стоит около $350 млн. Еще около $150 млн, по их оценке, стоят принадлежащие TeliaSonera напрямую 24% казахстанского оператора KCell, крупнейшего актива Fintur.
По мнению старшего аналитика «Альпари» Анны Бодровой, приобретение Fintur Holdings группой МТС выглядит вполне логично. Компании обладают полной географической синергией, отмечает она.
МТС уже работает в России, на Украине, в Армении, Туркмении, Узбекистане и Белоруссии, тогда как Fintur Holdings объединяет пакеты операторов, занимающих лидирующие позиции на рынках Казахстана, Азербайджана, Грузии и Молдавии.
По словам аналитика Райффайзенбанка Сергея Либина, рынки СНГ уже достаточно насыщены и не представляют для операторов такого интереса, как раньше. С учетом страновых рисков подобные сделки были бы не очень радостной новостью для инвесторов, считает он.
Аналитик ФК «Открытие» Александр Венгранович обращает внимание, что в СНГ все еще низкое проникновение мобильного интернета и 4G. Правда, опыт показывает, что приобретение активов в СНГ всегда сопряжено с рисками, в том числе политическими, констатирует он. Так что, по его мнению, такая сделка – это всегда вопрос цены.