По данным на конец августа 2018 года, Total принадлежало 18,9% российской газовой компании. Другие крупные акционеры – Леонид Михельсон (24,76%), Геннадий Тимченко (23,49%), «Газпром» (9,9%), free float – 27%. Капитализация на Московской бирже – 3,35 трлн. руб. В начале сентября 2018 года «Новатэк» временно опережал по стоимости «Газпром» (сейчас – 3,8 трлн. руб.).
По словам Пуянне, Total потратила на покупку акций $6,8 млрд., а теперь этот пакет стоит $9,6 млрд. «С точки зрения создания стоимости <...> я знаю, что люди считают, что есть риск «на Россию», но Total смогла почти 10 лет назад идентифицировать одного из быстрорастущих игроков», – сказал он.
Total купила акции «Новатэка» в 2011 г. Она также стала акционером СПГ-проекта компании – «Ямал СПГ», который был запущен в 2017 году. Завод (работают две линии из четырех) производит 11 млн. т СПГ в год.
Total также войдет во второй проект «Новатэка» по производству сжиженного природного газа – «Арктик СПГ-2». Мощность его трех линий составит 19,8 млн. т, строительство может начаться в 2019 г., а производство – в 2022–2023 гг.
«Новатэк» намерен увеличить долю производства СПГ до 56 млн. т в год к 2030 г., сказал Пуянне. Спрос на СПГ в мире будет расти на 5% в год до 2030 г., прогнозирует Total. В 2017 г. спрос составил 293 млн. т.
В мае 2018 года Пуянне попросил президента Владимира Путина изучить возможность в будущем разрешить совместному предприятию «Новатэка» и Total («Тернефтегаз») экспортировать газ.
«Мы создали с «Новатэком» совместное предприятие по производству газа, который мы продаем на российском внутреннем рынке через газопроводы. У нас есть клиенты в странах Европы, которые сейчас не получают поставок от «Газпрома».
Я хотел бы предложить вам, господин президент, провести смелую реформу. Можем ли мы надеяться, что когда-нибудь в будущем вы разрешите нам, нашему СП «Новатэка» и Total, через газопроводы продавать этот газ нашим клиентам в Европе?» – говорил он Путину.
По его словам, благодаря либерализации поставок позиция российского газа на европейском рынке укрепится.
Путин ответил ему, что и сейчас можно продавать газ из России в Европу через «Газпром экспорт». Однако, по словам президента, «рано или поздно это [либерализация] будет сделано».