По данным газеты «Коммерсант», авиакомпания «Трансаэро», прекратившая деятельность в октябре 2015 года, начала рассылать кредиторам официальное предложение о плане возобновления деятельности.
Из письма гендиректора Александра Бурдина следует, что новая компания могла бы быть построена на базе бывшей «Трансаэро» и, возможно, с использованием ее бренда.
Основной путь выхода из банкротства новое руководство видит в выделении «хороших» и «плохих» активов. На балансе «плохой» компании останутся долг и нежелательный парк, после чего она будет ликвидирована.
На базе «хорошей» будет создано ядро перевозчика, приносящее прибыль, которому будут переданы персонал, парк самолетов и другие активы, необходимые для дальнейшей деятельности. После этого компания будет продана частным инвесторам или интегрирована в другого перевозчика.
«Трансаэро» прекратила полеты 26 октября 2015 года на основании решения Росавиации об аннулировании сертификата эксплуатанта. Ведомство провело проверку финансово-экономического состояния перевозчика и заключило, что он больше не сможет обслуживать задолженность. Сейчас долг «Трансаэро» оценивается более чем в 251,8 млрд руб.
Господин Бурдин в обращении к кредиторам предложил провести процедуру замещения активов. В ее рамках будет создано новое юридическое лицо, на 100% принадлежащее «Трансаэро», в которое перемещаются все материальные активы перевозчика (включая бренд).
После оценки перемещенных активов компания выставляется на торги, в результате которых существующие кредиторы «Трансаэро» получают доли в акционерном капитале пропорционально объему задолженности, говорится в письме. Кредиторы становятся единственными акционерами новой компании, но в дальнейшем в нее смогут войти другие инвесторы или даже менеджмент перевозчика в рамках допэмиссии.
В развитие новой компании также планируется инвестировать перемещенные или не подлежащие использованию в работе активы, например запчасти на неиспользуемые типы воздушных судов. Компания получает «чистый баланс» и при выполнении поставленных в бизнес-плане целей может получить долговое финансирование.
Новая авиакомпания пока не планирует «входить в высококонкурентный и перегруженный Московский авиаузел» во избежание «лобовой конкуренции» с крупнейшими игроками. Поэтому перевозчик будет базироваться в Петербурге, Сочи, Краснодаре и Симферополе.
В парк компании будут входить наиболее эффективные суда Boeing 737–800, их налет будет увеличен до десяти часов в сутки. К 2018 году парк компании может состоять из 30 самолетов. Инвестиции в новую компанию могут составить до $75 млн к 2018 году.
К 2020 году объем выручки может составить 36 млрд руб., а пассажиропоток — 4,1 млн человек при 75-процентной загрузке рейсов. При достижении таких операционных и финансовых показателей рыночная стоимость такой компании может составить $1–1,2 млрд.
Господин Бурдин подчеркивает, что предложенная схема, «безусловно, не гарантирует полного возврата денежных средств» и «сопряжена с рядом рисков». Но такое предложение пока является единственной возможностью возвратить все или значительную часть средств кредиторов.
В «Трансаэро» считают, что ее «перезапуск поможет нормализовать» ситуацию с лизингодателями, которым были возвращены самолеты, и улучшить конкуренцию на рынке.
Среди кредиторов «Трансаэро» помимо крупных ВТБ, ВЭБа и Сбербанка также есть: Абсолют-банк, Новикомбанк, Московский индустриальный банк, Московский кредитный банк, банк «Международный финансовый клуб» и петербургский банк «Балтийское финансовое агентство» (БФА). Пока готовность стать акционером «Трансаэро» выразил только БФА.
Отметим, что похожую схему реинкарнации «Трансаэро» предлагал в конце 2015 года совладелец группы S7 Владислав Филев. Он предложил кредиторам компании конвертировать ее долг в 49% акций новой объединенной компании, которую планировалось создавать из активов группы S7 (авиакомпании «Сибирь» и «Глобус», обе летают под брендом S7) и «Трансаэро». Но в итоге сделка так и не состоялась.