По данным газеты «Коммерсантъ», число акционеров ОАО «Мостотрест» может сократиться. Компания «Трансфингруп», управляющая средствами подконтрольного ОАО РЖД пенсионного фонда «Благосостояние», обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой увеличить свою долю в компании с 25% до 49,9%.
В случае одобрения «Трансфингруп» придется купить две трети от находящихся в свободном обращении акций стоимостью около $400 млн. Кроме того, акции могут быть выкуплены и у стратегических инвесторов — Аркадия Роттенберга или группы «Н-Транс».
У «Трансфингруп» уже есть 24,9% акций «Мостотрест», которые компания получила в управление от НПФ «Благосостояние». Еще 38,8% акций принадлежат компании Marc O`Polo, которой владеет Аркадий Роттенберг (68,5%) и группа «Н-Транс» (31,5%). Остальные акции (около 36%) находятся в свободном обращении.
«Трансфингруп» решила увеличить свою долю в компании, воспользовавшись возможностью сделать это по привлекательной цене. Управляющие вполне могут верить, что, несмотря на кризисные явления, инвестиции в инфраструктуру будут расти.
ОАО «Мостотрест» было основано в 1930 году как Всесоюзный трест по строительству внеклассных и больших мостов «Мостотрест». За годы своей деятельности компания построила и реконструировала более 7 500 различных инфраструктурных объектов — мостов, путепроводов, тоннелей и транспортных развязок.
Среди проектов, реализованных «Мостотрестом» в последние годы, — мост «Живописный» через Москву-реку в Серебряном бору в Москве, вантовый мост через реку Оку в обход Мурома, Пулковская транспортная развязка и Большой Обуховский мост в Санкт-Петербурге, мост через реку Ангару в Иркутске и другие объекты.
В настоящее время «Мостотрест» участвует в реализации крупнейших проектов по развитию российской транспортной инфраструктуры. В рамках программы подготовки к Зимним Олимпийским играм в Сочи в 2014 г. специалисты компании ведут строительство транспортных развязок «Адлерское кольцо», «Стадион», «Голубые Дали»; первой очереди дублера Курортного проспекта; совмещенной (автомобильной и железной) дороги на участке Адлер ― горноклиматический курорт «Альпика-Сервис».
Также «Мостотрестом» продолжается строительство линии метрополитена в Нижнем Новгороде с мостовым переходом через Оку, участка Четвертого транспортного кольца в Москве, объектов на трассе М-4 «Дон», совмещенного моста через Ангару у села Богучаны Красноярского края и других объектов.
В «Мостотресте» работает более 16 900 человек (без учета недавно приобретенных компаний). В структуре компании — 14 региональных филиалов и 5 дочерних и зависимых обществ (с учетом недавно приобретенных компаний). Компания контролирует ООО «Корпорация Инжтрансстрой» и ООО «Трансстроймеханизация».
За первое полугодие выручка ОАО «Мостотрест» (по МСФО) составила 36,4 млрд руб., EBITDA — 4,2 млрд руб.., чистая прибыль — 1,6 млрд руб. После IPO в ноябре прошлого года капитализация компании составляла $1,5 млрд, в начале 2011 года — $2,6 млрд, на конец прошлой недели — $1,3 млрд.
Но аналитики сомневаются, что «Трансфингруп» сможет выкупить две трети от находящихся в свободном обращении акций «Мостотрест».
«Подобные прецеденты случаются редко. Скорее, речь идет о выкупе чьей-то доли»,— говорит аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. Он напоминает, что Аркадий Роттенберг после IPO компании в ноябре прошлого года вернул в «Мостотрест» часть денег, выкупив примерно половину допэмиссии. Но условием этой сделки было то, что в компании не будет акционера, владеющего большей, чем Marc O`Polo, долей, говорит эксперт. «Это значит, что увеличение доли «Трансфингруп» согласовано с предпринимателем»,— отмечает Андрей Рожков.
Елена Сахнова из «ВТБ Капитал» предполагает, что из «Мостотрест» решили выйти бенефициары «Н-Транс» — Константин Николаев, Андрей Филатов и Никита Мишин, которые через Marc O`Polo контролировали 12% акций.