По данным газеты «Коммерсантъ», французский Alstom на этой неделе подпишет договор купли-продажи 25% акций «Трансмашхолдинг» (ТМХ), крупнейшего в России производителя железнодорожной техники. Таким образом, ТМХ приобретет стратегического партнера, которого ищет с конца 2007 года. Это необходимо компании для обновления линейки подвижного состава за счет доступа к технологиям, взамен на которые Alstom получит гарантированный заказ ОАО РЖД на свою совместную с ТМХ продукцию.
Напомним, что меморандум о партнерстве с Alstom ТМХ подписал в апреле 2009 года. Структура сделки с весны прошлого года не поменялась: покупателем бумаг ТМХ станет Alstom Transport — подразделение Alstom, занимающееся выпуском железнодорожной техники. Оно приобретет 25% акций голландской Breakers Investments, которая на 100% владеет ЗАО «Трансмашхолдинг». Продавцами акций Breakers выступят структуры Искандара Махмудова, Андрея Бокарева и «Транс-групп», которые в результате оставят себе 50% минус две акции голландской компании. 25%-ный пакет акций Breakers, принадлежащий ОАО РЖД, в сделке не будет участвовать.
Одно из ключевых условий сделки — доступ ТМХ к интеллектуальной собственности Alstom. Бизнес-план партнеры утвердят только до конца года, но они уже создают в Москве единый инжиниринговый центр для разработки железнодорожной техники. Это едва ли не единственный способ получить доступ к ноу-хау Alstom, поскольку иностранцы неохотно делятся технологиями и стандартные механизмы (например, покупка лицензии) не работают.
ЗАО «Трансмашхолдинг» — крупнейшая в России компания в области транспортного машиностроения. Компания была создана в 2002 году. Предприятия «Трансмашхолдинга» производят магистральные и промышленные электровозы, магистральные и маневровые тепловозы, грузовые и пассажирские вагоны, вагоны электропоездов и метро, вагонное литьё, тепловозные и судовые дизели, дизель-генераторы, комплектующие для железнодорожного подвижного состава и городского рельсового транспорта, а также осуществляют ремонт и сервисное обслуживание ранее выпущенной продукции.
Ключевой потребитель продукции — ОАО «РЖД». Продукция поставляется также другим железным дорогам бывшего СССР (в том числе в Прибалтике), Чехии и Венгрии; российским частным компаниям (маневровые тепловозы, рудничные электровозы и промышленные тяговые агрегаты для промышленных предприятий, вагоны-хопперы для производителей зерна, цемента и минеральных удобрений, электропоезда для компаний-перевозчиков); метрополитенам крупнейших городов стран СНГ и Восточной Европы (вагоны метро).
Единственный номинальный владелец акций компании — нидерландская компания The Breakers Investments B. V., которая контролируется структурами совладельцев «Кузбассразрезугля« Искандера Махмудова и Андрея Бокарева и владельцами компании «ТрансГрупп». 26 декабря 2007 года 25% акций The Breakers Investments B. V. были приобретены национальным железнодорожным оператором России — ОАО «Российские железные дороги».
В 2009 году «Трансмашхолдинг» продемонстрировал следующие результаты работы: объём реализации товаров и услуг – 71 млрд. рублей; налоговые платежи – 10,2 млн. рублей; численность работающих – 57 тысяч человек.
На момент подписания меморандума между ТМХ и Alstom Ernst & Young оценивал ТМХ в 71 млрд руб. Сейчас ТМХ наверняка стоит дешевле – около 40-50 млрд руб., думает аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков.