По данным газеты «РБК daily», Фонд госимущества Украины (ФГИУ) уже во второй раз за последние три года продал завод «Лугансктепловоз». Как и в 2007 году, победителем приватизационного конкурса признана «дочка» российского «Трансмашхолдинг». Как и в прошлый раз, покупка 76% акций «Лугансктепловоз» россиянами скорее всего будет оспорена в суде, и завод рискует вновь вернуться в госсобственность.
На «Лугансктепловоз» претендовали две компании — «Брянский машзавод» (входит в «Трансмашхолдинг») и запорожское НПО им. Фрунзе (подконтрольно структурам Константина Григоришина). Кипрская Mantara Holding (контролируется украинскими бизнесменами Игорем Коломойским и Геннадием Боголюбовым) подавала заявку, но на сам конкурс допущена не была. Стартовая цена 76% акций «Лугансктепловоза» составляла 400 млн гривен. «Брянский машзавод» предложил 410 млн гривен (около $52 млн.) и был признан победителем конкурса.
Напомним, что «Трансмашхолдинг» уже являлся владельцем «Лугансктепловоз», приобретя 76% акций предприятия еще в 2007 году в ходе приватизации. Тогда российская корпорация заплатила 292,5 млн гривен ($58 млн.) Однако позже «Днепровагонмаш» (также претендовал на покупку) подал иск в Хозяйственный суд Киева с требованием признать приватизационный конкурс недействительным. Суд встал на сторону «Днепровагонмаша» и обязал «Трансмашхолдинг» вернуть акции во ФГИУ. «Трансмашхолдинг» не исполнил постановление киевского суда и продолжил тяжбу. С требованием вернуть акции в госсобственность обратился ФГИУ, и в 2009 году суд обязал «Центр-Регистратор» списать со счета «Брянского завода» пакет акций «Лугансктепловоза» в пользу Фонда госимущества.
После возвращения акций украинские власти вновь задумались об их продаже. Причем деньги прежнему собственнику — «Трансмашхолдингу» — пообещали вернуть только после повторной приватизации «Лугансктепловоза». И хотя «Трансмашхолдинг» вновь доказал свое право быть владельцем «Лугансктепловоз», не исключено, что приватизация завода может быть вновь оспорена. Mantara Holding уже заявила о намерении оспорить в суде итоги конкурса. Как заявил украинской прессе представитель компании Вячеслав Деришев, их незаконно отстранили от участия в тендере на покупку «Лугансктепловоз».
Открытое акционерное общество «Холдинговая компания «Лугансктепловоз» - крупнейшее предприятие Украины, специализирующееся на выпуске магистральных грузовых тепловозов, электропоездов постоянного и переменного тока, дизель-поездов с локомотивной тягой. За последние несколько десятков лет создано и построено более 40 типов и модификаций маневровых, грузовых магистральных и пассажирских тепловозов мощностью от 1 471 до 4 411 кВт в секции. Всего предприятием произведено и поставлено более 44 000 тепловозов, в т. ч. более 4000 локомотивов мощностью от 1 020 до 2 941 кВт в 11 стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.
Кроме рельсовых транспортных средств, которые являются основным видом продукции предприятия, освоено производство других видов продукции: поворотного круга для подвижного состава, горношахтного оборудования (конвейер шахтный скребковый, вагонетки, тяговый привод для шахтных электровозов, колесные пары); плавающих транспортных инженерных машин для обеспечения водных переправ; сельскохозяйственного оборудования.
19 мая 1995 года Президент Украины издал Указ «О создании Государственной холдинговой компании «Лугансктепловоз», а 3 октября Луганский горисполком провел ее государственную регистрацию. Начался новый этап в трудовой биографии многотысячного коллектива тепловозостроителей. В период с 1997 по 2003 годы ОАО «ХК «Лугансктепловоз» были созданы новые виды подвижного состава для железных дорог:
Сегодня ОАО «ХК «Лугансктепловоз» - это крупный производственно-хозяйственный комплекс Украины , в состав которого входят главное предприятие - тепловозостроительный завод со своей производственной структурой, семь дочерних предприятий и семь открытых акционерных обществ. Все предприятия холдинговой компании неразрывно связаны единым технологическим процессом по производству транспортной техники, единством инженерно-производственной социальной инфраструктуры.
«Украинский суд, рассматривающий дело по оспариванию приватизации акций «Лугансктепловоза», может в качестве обеспечительной меры запретить ФГИУ оформлять сделку по продаже акций, а также наложить арест на сами акции, что сделает невозможным переход права собственности на акции к победителю конкурса», — говорит старший юрист Международной юридической фирмы CMS Константин Кантырев.
Георгий Тараканов из «ВТБ-Капитал» все же рассчитывает, что на этот раз сделка окажется более удачной для «Трансмашхолдинга», чем первая попытка, так как сейчас изменилась политическая ситуация на Украине и инвестиционный климат стал более благоприятным для россиян. «Если акции украинского предприятия все же окажутся у россиян, его продукция хорошо дополнит линейку самого «Трансмашхолдинга», который в настоящее время производит в основном маневровые и магистральные пассажирские тепловозы, и позволит более полно удовлетворить спрос на дизельные локомотивы со стороны РЖД», — говорит аналитик.
В самом «Трансмашхолдинге» пока предпочитают не говорить о планах относительно «Лугансктепловоза». Ранее холдинг намеревался до 2015 года вложить в предприятие около 11,8 млрд руб.