В соответствии со статьями 28 и 33 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Тюменской области рассмотрело ходатайства ОАО «Обь-Иртышское речное пароходство», ООО «Межрегионфлот» и ООО «Обь-Иртышская логистическая компания» о приобретении каждой из указанных компаний по 23 743 обыкновенные именные акции, составляющие по 25,5% от общего числа акций с правом голоса открытого акционерного общества «Тобольский речной порт». Об этом говорится в сообщении УФАС по Тюменской области. 16 октября 2009 года Тюменское УФАС приняло решения об удовлетворении данных ходатайств.
Одновременно двум из вышеперечисленных компаний – приобретателей акций Тобольского порта - ОАО «Обь-Иртышское речное пароходство» и ООО «Межрегионфлот», УФАС выдало предписания о не допущении действий, направленных на ограничение конкуренции на рынке внутриводных грузовых и пассажирских перевозок и на рынке транспортной обработки грузов на внутриводном транспорте города Тобольска и Тюменской области Российской Федерации. Настоящие решения действуют только в совокупности с указанными предписаниями.
При выдаче предписаний ОАО «Обь-Иртышское речное пароходство» и ООО «Межрегионфлот», УФАС России по Тюменской области руководствовалась пунктом 2 части 1 статьи 23 и пунктом 4 части 2 статьи 33 Закона о конкуренции. ОАО «Обь-Иртышское речное пароходство» и ООО «Межрегионфлот», по основаниям предусмотренным статьей 9 Закона о конкуренции входят в одну группу лиц, которая приказом Тюменского УФАС России от 01.07.1996 № 29 включена в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% на рынке грузовых и пассажирских перевозок (внутриводных) с долей >65% (Тюменская область).
ОАО «Тобольский речной порт» приказом Тюменского УФАС России от 03.04.2001 № 20 включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% на рынке транспортной обработки на внутриводном транспорте грузов, происхождением/ назначением из города расположения порта с долей <65% (г. Тобольск). Данное обстоятельство указывает на наличие у вышеуказанных хозяйствующих субъектов признаков доминирующего положения на данных товарных рынках в географических границах, указанных в Реестре.
В результате совершения сделки по приобретению ОАО «Обь-Иртышское речное пароходство» и ООО «Межрегионфлот» по 25,5% голосующих акций ОАО «Тобольский речной порт», у обеих компаний - приобретателей появится возможность оказывать влияние на хозяйственную деятельность Тобольского порта. Неисполнение настоящего предписания ФАС России влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о защите конкуренции является основанием для признания сделки недействительной в судебном порядке по иску антимонопольного органа.
На 641 километре от устья Иртыша, на его правом берегу, в искусственно созданном водоеме расположен «Тобольский речной порт». «Тобольский речной порт» существует более 30 лет, первые грузы порт принял и отправил в 1970 году. Вся история предприятия тесно связана с освоением и развитием месторождений нефти и газа на Севере Тюменской области. В период освоения каждая третья тонна груза была доставлена на Север через Тобольский порт.
В марте 1993 г. порт стал открытым акционерным обществом. Являясь сегодня важным водно-транспортным узлом в Обь-Иртышском бассейне, Тобольский порт способен принимать и перерабатывать практически любые грузы. В инфраструктуру порта входят: 8 механизированных причалов общей протяженностью 800 м, подъездные железнодорожные пути, автодороги, складские помещения, материально-техническая и ремонтная базы, флот.
Порт имеет «Левобережный грузовой район», открытый на месте Тобольской базы ОАО «Тюменнефтекомплектсервис». «Левобережный грузовой район» расположен на левому берегу Иртыша на 20 км выше порта. Он имеет причальную стенку длиной 210 м, оборудованную портальными кранами, складские помещения, подъездные железнодорожные пути, технику и по сути является готовым функционирующим портом. Таким образом, для «Тобольского речного порта» за год реально выгрузить из вагонов и отправить водой 2,5 млн. тонн груза, а также делать зимнее накопление груза в объеме 600 тыс. тонн. Пока же эти мощности используются на 60 процентов.
Времена меняются, но по-прежнему речной транспорт остается незаменимым, экономично выгодным, а порой и единственным надежным средством перевозки грузов, особенно в Сибири. В условиях Тюменской области реки были и остаются стратегическими постами региональной интеграции, обеспечивая транспортные связи между хозяйствующими субъектами.