По данным газеты «Коммерсантъ», «Тройка Диалог» хочет частично или полностью обменять принадлежащие ей 25% акций «АвтоВАЗ» на акции Renault или Nissan. Сейчас взаимное владение в альянсе Renault-Nissan-АвтоВАЗ выглядит следующим образом: Renault, владеющий блокпакетом «АвтоВАЗ», одновременно контролирует 44% акций Nissan. Nissan, в свою очередь, владеет 15% акций Renault, но акционером АвтоВАЗа не является. Еще 15% акций Renault принадлежит правительству Франции.
До сих пор речь шла только о том, что Россия и Франция могут поменяться акциями «АвтоВАЗ» и Renault. Премьер Владимир Путин пояснил это тем, что это было бы «любопытной, мощной кооперацией», хотя независимые аналитики смысла в такой сделке не видели.
«Тройка Диалог» ищет возможность быстрее выйти из капитала «АвтоВАЗ». Компания не раз заявляла, что является только портфельным инвестором завода и намерена в перспективе продать бумаги. Но пытаться продать 25% акций АвтоВАЗа на рынке сейчас бессмысленно, потому что это обрушит и без того невысокие котировки «АвтоВАЗ». Видимо, за счет переговоров об обмене пакета в «АвтоВАЗ» на акции Renault или Nissan «Тройка Диалог» пытается получить более ликвидные акции и выйти таким образом из завода с некоей премией.
Капитализация Renault сейчас составляет $16,2 млрд, а Nissan — более $40 млрд. Доля «Тройка Диалог» в «АвтоВАЗ» оценивается в $330 млн. Таким образом, в случае обмена всего пакета инвесткомпании в АвтоВАЗе на акции Renault «Тройка Диалог» получит в концерне только 2%, а на акции Nissan — менее 1%. Смысл в такой сделке для акционеров Renault или Nissan малопонятен.
ОАО «АВТОВАЗ» — российская автомобилестроительная компания, крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Ранее выпускал автомобили марки «ВАЗ» с наименованиями «Жигули», «Нива», «Спутник», «Самара», «Ока». В настоящее время производит автомобили под торговой маркой «Lada» («Лада»). Кроме того, поставляет другим производителям машинокомплекты для выпуска автомобилей марок «ВАЗ», «Lada» и «Ока». Штаб-квартира и основное производство находится в городе Тольятти Самарской области.
Первые шесть месяцев 2010 года стали для «АВТОВАЗ» прибыльными, впервые за долгое время. Так, чистая прибыль автогиганта по МСФО в I полугодии текущего года составила 3,1 млрд рублей, по сравнением с убытком годом ранее 19,6 млрд рублей. «АВТОВАЗ» удалось нарастить прибыль благодаря правительственной программе утилизации автопрома. Программа будет продлена до конца 2011 года и в бюджете РФ на нее уже заложено 13,5 млрд. рублей, что обеспечивает поддержку компании. За отчетный период выручка выросла на 38,2%, до 61,984 млрд рублей.
Прибыль до налогообложения составила 3,740 млрд рублей, годом ранее был убыток в размере 20,393 млрд рублей. За 7 месяцев 2010 года компания впервые за последние два года смогла выйти на прибыль по РСБУ, автоконцерн заработал 24 млн рублей. По прогнозам компании, в 2010 году «АВТОВАЗ» планирует заработать 110 млрд рублей, а в 2020 году - 330 млрд рублей.
Гендиректор «Ростехнологий» (владеет 25% акций «АвтоВАЗ») Сергей Чемезов сказал, что «Renault, наверное, вряд ли согласится, а вот Nissan в принципе готов, пододвигается к этому».
Но другой источник, знакомый с ходом переговоров, утверждает, что Nissan вообще в переговорах не участвует — они ведутся только с представителями Renault.