Происшедшая в 2013 году смена акционеров «Tele2 Россия» оказалась, по сути, спецоперацией по созданию четвертого федерального мобильного оператора страны. Проблемы, которые годами не могли решить шведские владельцы «Tele2 Россия», легко поддались новым хозяевам. И даже возникшие было претензии Росимущества, недовольного сделкой по объединению активов Tele2 и государственного «Ростелекома», были оперативно сняты.
Шведская Tele2 AB начала работать в России десять лет назад с 12 регионов. К 2013 году сеть «Tele2 Россия» разрослась до 41 региона, оператор набрал более 20 млн абонентов и занял около 10% сотового рынка России. Но дальнейшее развитие явно тормозилось. Компания так и не смогла выйти на самый перспективный в стране столичный рынок и, в отличие от операторов «большой тройки» и государственного «Ростелекома», осталась без частот 3G и 4G (LTE). В результате Tele2 решила продать свои российские активы, и весной их приобрел подконтрольный государству банк ВТБ, в октябре перепродавший половину «Tele2 Россия» структурам совладельца банка «Россия» Юрия Ковальчука и владельца «Северстали» Алексея Мордашова.
После смены акционеров перспективы развития «Tele2 Россия» резко улучшились. Компания договорилась об объединении мобильных активов с «Ростелекомом» (6% сотового рынка). Эта сделка должна завершиться уже в 2014 году. СП станет полноценным федеральным оператором и будет работать в 83 регионах России, включая Московский регион. Планы развития компании предусматривают, что уже к 2018 году ее доля на рынке вырастет с 16% до 23%, а общее количество абонентов увеличится с 35,5 млн до 56 млн человек.
Впрочем, одобрение создания СП на уровне государства проходило не так уж гладко. Сделка вызвала вопросы у главы Росимущества Ольги Дергуновой, которая выразила мнение, что потеря «Ростелекомом» контроля над мобильными активами (госкомпания получит в СП лишь 45%) может негативно сказаться на перспективах его приватизации. Претензии Росимущества были довольно оперативно сняты заключением акционерного соглашения. Оно предусматривает высокий уровень контроля за оператором со стороны государства, а также возможность увеличения доли «Ростелекома» в СП до контрольной в ходе IPO запланированного в ближайшие три года.
В общем, секрет успеха крупного бизнеса в России не меняется — личные связи и административный ресурс остаются главными конкурентными преимуществами. Впрочем, для не имеющей этого всего шведской Tele2 история экспансии в Россию завершилась не так уж плохо — компания получила рыночную цену за свои активы.
Tele2 начала работу на российском рынке в 2003 году с запуска сети GSM в нескольких регионах. С тех пор компания прошла путь от небольшого регионального оператора до игрока федерального уровня. Сегодня Tele2 занимает четвертое место в стране по объему абонентской базы – более 23 млн абонентов.
В России Tele2 строит бизнес по уникальной для телекоммуникационного рынка модели, которая уже доказала свою эффективность: качественные услуги по низким ценам. Управление затратами и работа по сокращению издержек помогают компании развиваться активнее других игроков российского рынка мобильной связи. Сейчас Tele2 имеет лицензии на оказание услуг сотовой связи в 41 регионе России. Оператор вносит ощутимый вклад в развитие регионов присутствия: Tele2 Россия способствует активному росту конкурентной среды, стимулирует снижение стоимости и улучшение качества услуг мобильной связи. С 2003 года инвестиции компании в российскую экономику превысили $3 миллиарда.
В марте 2012 года Tele2 успешно завершила испытания первой в России сети стандарта LTE 1800. Рекламным лицом компании выступает пафосный гангстер Тони, который любит поговорить по телефону и постоянно попадает в комичные ситуации, а за советами, по законам жанра, звонит исключительно шефу. Обычно этот забавный персонаж рекламирует тарифы Теле2. В Tele2 Россия работает более 3 500 человек, число сотрудников компании постоянно растет. Финансовые показатели оператора (МСФО, 2012 г.): выручка – 59,5 млрд руб., EBITDA – 21,7 млрд руб.