Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'24
85
10 223
II кв.'24
98
2 943
I кв.'24
82
7 995

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ЗПИФ Консорциум.ПервыйЯндекс
5 015
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 568,60  (-28,29%)
803,70  (-12,59%)
5 917,11  (+0,13%)
97 044,30  (+2 595,66%)
3 328,61  (+248,74%)
73,31  (+0,01%)
Источник Investfunds

Турецкий подрядчик IC Holding продал акции оператора трассы Москва-Петербург

09.03.2023, Mergers.ru

Турецкая IC Ictas вышла из капитала компании «Магистраль двух столиц», которая занималась строительством участка трассы М-11 Москва — Санкт-Петербург, а сейчас собирает плату за проезд по этой автодороге, пишет РБК со ссылкой на данные ЕГРЮЛ.

IC Ictas контролировала 10,5% в «Магистрали двух столиц» через компанию «Русмостстрой». С 3 марта владельцем этой доли стал Алексей Никифоров, гендиректор «Магистрали двух столиц». В ее пресс-службе пояснили, что продажа доли «Русмостстроя» связана с завершением строительства трассы. «Русмостстрой» входит в состав IC Ictas, которая была генеральным подрядчиком строительства седьмого и восьмого этапов скоростной автомобильной дороги М-11 «Нева», добавили там. Строительство трассы было завершено еще в 2019 году, но ранее о планах по выходу турецкого подрядчика не сообщалось.

Сделка по продаже доли была денежной, но ее условия, в том числе цену, в пресс-службе «Магистрали двух столиц» не раскрыли. Выручка «Магистрали двух столиц» за 2021 год составила 671 млн руб. (убыток — 870 млн руб.), что почти на 15% меньше, чем в 2020-м. Чистые активы компании, согласно отчетности, составляют 75 млрд руб. Данные за 2022 год пока не раскрывались.

Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский оценивает сумму сделки минимум в 30–40 млн руб. Он не исключает, что продажа доли турецкого акционера могла быть связана и с возможным санкционным давлением. Наличие доли в компании на российском рынке может неблагоприятно сказаться на дальнейшей экспансии турецкого подрядчика на рынках других стран, полагает Жарский. РБК направил запрос в IC Holding, в который входит IC Ictas.

IC Ictas входит в турецкий холдинг IC Holding, который в 1969 году создал нынешний председатель совета директоров холдинга Ибрагим Чечен. Кроме строительства трассы Москва — Санкт-Петербург IC Ictas также участвовала в создании аэропорта Пулково и Западного скоростного диаметра в Петербурге. Компания также строит атомную электростанцию «Аккую» в Турции по заказу «Росатома». В августе 2022 года «Росатом» расторг соглашение с компанией из-за «многочисленных нарушений», но через месяц восстановил его. Кроме того, холдинг строил мост через Босфор в Турции, Международный аэропорт имени короля Халида в Эр-Рияде в Саудовской Аравии, генконсульство Турции в Нью-Йорке и другие проекты.

«Магистраль двух столиц» в 2014 году подписала концессионное соглашение с госкомпанией «Автодор» о строительстве двух участков М-11. В целом компания отвечает почти за 140 км этой трассы: с 543-го по 684-й км — от Мясного Бора в Новгородской области до кольцевой автодороги, идущей вокруг Петербурга. Соглашение заключено на 27 лет.

Общая стоимость строительства этих участков составила 77 млрд руб., в том числе почти 58 млрд руб. — объем государственного софинансирования. Общую стоимость всей трассы М-11 оценивали в 520 млрд руб. После окончания строительства в 2019 году «Магистраль двух столиц» стала отвечать за эксплуатацию этих двух участков трассы, она получает плату за проезд. Контракт действует до 2041 года.

Изначально основными акционерами компании были структуры «ВТБ Капитала» (60%) и французской Vinci Concessions (40%). Но при такой структуре собственности европейские банки не смогли бы финансировать проект из-за санкций ЕС, под которыми уже с 2014 года оказался банк ВТБ, писали «Ведомости». Поэтому во время переговоров о закрытии сделки по финансированию проекта пришлось менять структуру собственности: тогда доля ВТБ снизилась ниже контроля, а «дочка» IC Ictas «Русмостстрой» получила 10,5%. Но с тех пор западные санкции только ужесточились — в день начала спецоперации России на Украине, 24 февраля 2022 года, ВТБ внесли в блокирующий список Минфина США — SDN.

В пресс-службе Vinci Concessions, которая сохранила 40% «Магистрали двух столиц», сообщили, что компания не была участником сделки по продаже доли IC Ictas, не должна была ее согласовывать и не обладает информацией о сделке.

Vinci Concessions входила в холдинг Vinci. В годовом отчете компании за 2022 год указано, что стоимость ее активов в России списана до нуля. Кроме доли в «Магистрали двух столиц» Vinci владеет также половиной Северо-Западной концессионной компании (СЗКК), которая создавалась как совместное предприятие с «Мостотрестом» Аркадия Ротенберга. Сейчас СЗКК входит в группу «Нацпроектстрой» Ротенберга и группы ВЭБ. В Vinci Concessions сообщили, что сейчас у компании нет планов по выходу из активов в России.

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст