Швейцарская Edipresse покинула российский рынок из-за новых законодательных ограничений для иностранных собственников российских медиакомпаний. Об этом компания сообщила на своем сайте.
Edipresse ушла из России, продав 100% ЗАО "Эдипресс-Конлига" его гендиректору Максиму Зимину. Об этом рассказал сам Зимин. По его словам, сделка была закрыта в июле.
В России Edipresse владела ЗАО "Эдипресс-Конлига", которое выпускает около 30 журналов. Это, в частности, "Женские советы. Самая", "Вязание для вас", "Кулинарный практикум", "Стильные прически", "Мама, это я!", "Жду малыша", "Любимая дача", "Сад своими руками".
Среднее количество читателей одного номера всех журналов, которые выпускает "Эдипресс-Конлига" и которые измеряет TNS Russia, по данным на май-октябрь 2014 года, составляло почти 5,7 млн человек старше 16 лет. По этому показателю компания занимала девятое место среди всех российских издательских домов, указано в отраслевом докладе "Роспечати" за прошлый год.
Сначала, по словам Зимина, обсуждался вариант, что доля Edipresse снизится до разрешенных законом 20%, но в ходе переговоров швейцарцы пришли к выводу, что им невыгодно оставаться миноритарием российской компании.
Группа Edipresse была основана в 1907 году Полем Аленшпахом, тогдашним издателем газеты La Feuille d'Avis de Lausanne. Сейчас единственным владельцами Edipresse является семья Ламюньер.
В 2010 году, когда Edipresse последний раз раскрывала свои финансовые показатели, ее выручка превышала 180 млн швейцарских франков (около $173 млн), EBITDA составляла почти 12 млн франков ($11,5 млн).
На российский рынок Edipresse вышла в 2003 году, купив 52% в местном ИД "Конлига". Он был основан еще в 1993 году Раисой Неягловой-Колосовой и Александром Колосовым. В 2002 году швейцарцы могли заплатить за контроль в российском ИД около $2 млн.
В 2006 году доля Edipresse в компании, переименованной в "Эдипресс-Конлига", увеличилась до 69,9%, в 2007 году - до 85,4% и, наконец, в 2009 году - до 100%. Перед кризисом 2008 года вся "Эдипресс-Конлига" могла оцениваться до $20 млн.
В 2007 году выручка "Эдипресс-Конлиги" достигла $18,5 млн. После того как Edipresse стала единственным собственником российского ИД, его основатели покинули компанию.
Зимин не сообщил, во сколько теперь была оценена вся "Эдипресс-Конлига". Гендиректор и новый владелец ИД лишь уточнил, что сделка была сложной: часть средств была выплачена наличными, часть была учтена при реструктуризации займов, которые ранее швейцарская компания предоставляла своей российской "дочке". Оплата наличными была осуществлена за счет собственных средств, добавил Зимин.
Основной источник доходов "Эдипресс-Конлиги" - это розничные продажи журналов, а не их рекламные сборы, указывает топ-менеджер конкурирующего ИД. Зимин это подтверждает: по его словам, продажи тиража обеспечивают 70% выручки, реклама - 30%.
Учитывая, что новому владельцу придется возвращать прежние займы, вся "Эдипресс-Конлига" могла быть оценена в символическую сумму, рассуждает руководитель одной из медиакомпаний. Он не исключает, что Edipresse просто договорилась с новым владельцем, что тот вернет все инвестиции, которые штаб-квартира сделала в свою российскую "дочку".
Топ-менеджер другой медиакомпании полагает, что справедливая рыночная стоимость "Эдипресс-Конлиги" может равняться трем-четырем операционным прибылям за прошлый год, то есть примерно 200-300 млн руб.