По данным газеты «РБК daily», один из лидеров российской пищевой промышленности компания «Вимм-Билль-Данн» лишилась своего завода в Узбекистане. По решению ташкентского суда предприятие передается в пользу государства как «орудие преступления». Суд посчитал, что его менеджмент нарушал налоговое законодательство, занимался хищениями, а сама компания не инвестировала в завод обещанный объем средств. Российская сторона не согласна с обвинениями и собирается обжаловать решение суда.
В апреле 2004 года «Вимм-Билль-Данн» (ВБД) приобрел 76,98% акций «Ташкентского молочного комбината» всего за $131,4 тыс. и создал на его базе дочернее предприятие «ВБД Ташкент». Компания планировала инвестировать $7,2 млн. в развитие предприятия до конца 2011 года.
Весной этого года Ташкентский городской суд возбудил уголовное дело в отношении менеджмента предприятия, выдвинув обвинения в нарушении налогового и таможенного законодательства, правил торговли, в хищениях, выпуске недоброкачественной продукции, а также умышленном неисполнении инвестиционных обязательств.
20 сентября Ташкентский городской суд принял решение прекратить уголовное дело в отношении сотрудников предприятия без решения вопроса о виновности и применить к ним положение об амнистии. Вместе с этим суд признал активы предприятия «орудием преступления» и определил обратить их в доход государства. Согласно определению суда, компания «ВБД Ташкент» к 1 августа 2009 года не инвестировала $7,2 млн. в рамках инвестдоговора и не погасила прежние долги в размере $1,5 млн. в полном объеме, «нанеся государственным и общественным интересам ущерб в особо крупном размере».
Представитель ВБД Марина Каган заявила, что компания намерена подать апелляцию на решение о передаче активов государству в высшую судебную инстанцию Узбекистана. «С точки зрения материальности данного актива «Вимм-Билль-Данн» приобрел его очень дешево, однако с точки зрения потенциального развития региона он имеет для компании большое значение, — заявила она. — Таким образом, то, что произошло в Узбекистане, из ряда вон выходящий случай, и мы будем обжаловать это решение в высшей инстанции».
Проблемы у ташкентского завода ВБД с местной властью начались еще год назад. В августе 2009 года налоговые органы Узбекистана начали на заводе комплексную проверку. А в декабре того же года Ташкентский хозяйственный суд своим решением приостановил деятельность предприятия на неопределенное время по иску Узбекского республиканского центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Местный санэпиднадзор выявил, что продукция «ВБД Ташкент» не соответствует национальным стандартам и представляет опасность для здоровья населения. Судя по сообщениям СМИ, до настоящего времени предприятие так и не заработало.
Это не первый случай, когда узбекские власти вмешиваются в деятельность иностранных предприятий. В начале 2000-х годов под подозрение в неуплате налогов попало местное предприятие компании Coca Cola. В итоге партнер мирового лидера напитков бывший зять президента Узбекистана Мансур Максуди вынужден был продать государству свою долю (57%). Рынок равнодушно воспринял новость о проблеме ВБД в Узбекистане. Котировки на Нью-Йоркской фондовой бирже даже немного подросли — с $20,97 за ADR на открытии торгов до $21,05 на 20.30 по мск. На ММВБ акции упали на 1,3%, до 1 530 руб. за бумагу.
История компании началась в 1992 году на практически пустом, по сегодняшним меркам, продовольственном рынке. В 1992 году «Вимм-Билль-Данн» впервые в России выпустил соки в пакетах. В то время никто в стране не разливал соки в пакеты. Импортных соков в современной упаковке в продаже тоже практически не было. В магазинах попадался, причем довольно редко, отечественный товар в трехлитровых стеклянных банках с пыльными жестяными крышками.
Поэтому таким событием стало появление в Москве первых соков в ярких разноцветных пакетах с «иностранной» надписью «Вимм-Билль-Данн». Соки были разлиты на арендованной специально для этого технологической линии Лианозовского молочного комбината. Арендовали ее вовсе не иностранцы, а только что созданная российская компания, состоявшая из пяти человек. «Иностранное» название выбрали потому, что отечественный товар в то время не пользовался доверием у потребителей.
В 1993 году «Вимм-Билль-Данн» впервые в России начал производство йогуртов. Сейчас в это трудно поверить, но в то время отечественный потребитель даже слова такого не знал. С появлением нового товара возникла и новая тема для обсуждения на страницах газет: «йогурт» – это сладкий кефир или теплое мороженое?
Сегодня компания «Вимм-Билль-Данн» — один из лидеров рынка молочных продуктов и детского питания в России и один из ведущих игроков рынка безалкогольных напитков в России и странах СНГ. «Вимм-Билль-Данну» принадлежит более 35-ти перерабатывающих заводов в России, на Украине и в Центральной Азии. На этих предприятиях и в торговых филиалах ВБД работают в общей сложности более 18 тыс. человек.
Наиболее узнаваемые бренды «Вимм-Билль-Данн» : «Домик в деревне», «Чудо», «Весёлый молочник», Bio-Max, Imunele и «Ламбер». Компании принадлежит самый известный российский соковый бренд — J7. Не менее популярны марки «Любимый сад», «Чудо-ягода», «Ессентуки». Марка «Агуша» — самый узнаваемый в России бренд детского питания.
В этом споре ВБД придется руководствоваться узбекским законодательством, говорят юристы, на территории России в суде могут рассматриваться лишь споры, где ответчиком являются россияне либо имущество находится на территории страны. Случай с ВБД не подпадает под эти критерии, поэтому дело сложно будет вывести на российские законодательные рельсы, полагает председатель московской коллегии адвокатов «Николаев и партнеры» Юрий Николаев. «Даже если будет какое-то решение российского суда, то все равно встанет вопрос о его исполнении в другой стране», — добавляет юрист.