По данным газет «Коммерсант» и «Ведомости», МГК «Арети» (до ребрендинга «Итера») Игоря Макарова договорилась о покупке у Дмитрия Мазурова 50% в группе New Stream, рассказали источники, знакомые с ситуацией.
В New Stream Group (ГК «Новый Поток») подтвердили, что господа Мазуров и Макаров совместно буду владеть и управлять группой, в которую входят Антипинский и Марийский НПЗ, а также добывающие активы в Оренбургской области.
Игорь Макаров вместо Владимира Калашникова возглавит совет директоров группы, займется стратегией New Stream Group и будет курировать ее международную деятельность, оперативное управление останется за господином Мазуровым.
Как сообщили в New Stream Group, партнеры планируют оптимизировать долг и рассмотрят «новые стратегические приобретения». В «Арети» также подтвердили сделку, отметив, что всегда рассматривали интересные предложения в разных сегментах ТЭКа.
Представители Мазурова и Макарова войдут в органы управления холдинговой компании и компаний группы New Stream. Когда может быть закрыта сделка (она требует согласований) и будет ли это прямая купля-продажа акций или через допэмиссию, а также сумму сделки стороны не раскрывают.
Сделка касается группы, а не отдельных активов: в частности, у Николая Егорова – совладельца адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», сокурсника президента Владимира Путина, по-прежнему остается 20% в капитале Антипинского НПЗ, у Владимира Калашникова — опцион на 25%.
Один из источников в отрасли говорит, что, вероятно, сделка была безденежной и Игорь Макаров лишь взял на себя обязательства по инвестициям. Официально компании это не подтверждают.
New Stream Group владеет 80% Антипинского НПЗ (мощность – 9 млн. т) – крупнейшего независимого завода в России. Еще 20% НПЗ у Николая Егорова. Кроме того, группа теперь управляет Афипским НПЗ. В New Stream также входит Марийский НПЗ (переработка – 1,6 млн. т в 2016 г.). Эти два завода надо модернизировать, утверждает управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев.
На Марийском НПЗ сейчас производится в основном мазут, так что рентабельность предприятия после налогового маневра приблизительно равна нулю, говорит эксперт. А для модернизации нужны деньги, что и объясняет сделку, рассуждает эксперт. New Stream Group оценивала инвестиции в Марийский НПЗ в $2 млрд до 2022 г.
New Stream Group также владеет тремя месторождениями в Оренбургской области (лицензии выданы до 2035 г. на разведку и добычу углеводородов, общие запасы – 42 млн. т сырья), а также сетью АЗС.
Отметим, что параллельно Дмитрий Мазуров закрыл сделку по покупке у владельца «Уралсиба» Владимира Когана 25% в Афипском НПЗ. В New Stream Group сказали, что эту долю приобрела «дружественная» трейдинговая структура. Сумму сделку стороны не раскрывают, но, по данным осведомлённых источников, она составила не более $20 млн.
В настоящее время New Stream Group совместно с партнерами из ГК «Нефтегазиндустрия» Владимира Когана приступила к реализации проекта по управлению и развитию ООО «Афипский НПЗ», сделку по приобретению доли в котором успешно закрыла независимая международная трейдинговая группа.
Афипский нефтеперерабатывающий завод основан в 1963 году и расположен на территории Краснодарского края. В год он перерабатывает 6 млн т нефти в год, доля завода на российском рынке составляет более 2%, а рынка Южного федерального округа – 20%, считают эксперты.
В планах у New Stream Group - совместно с ГК «Нефтегазиндустрия» развитие технических возможностей и мощности Афипского НПЗ на основе опыта внедрения технологических решений, реализованных на основном производственном предприятии ГК «Новый Поток» – Антипинском НПЗ.
Финансовым партнером New Stream Group в рамках проекта развития Афипского НПЗ также выступит ПАО «Сбербанк России».
По данным New Stream, выручка группы в 2016 году — $3,1 млрд, EDITDA — минус $69 млн, чистый долг $2,5 млрд. Балансовая стоимость активов — $3,6 млрд, но информированные источники сомневаются, что группа стоит больше уровня ее долга по состоянию на 2016 год.
Группа New Stream может стоить примерно $500 млн исходя из прогнозируемой менеджментом на 2017 год EBITDA в $500 млн. при чистом долге в $1,5 млрд. и долговой нагрузке в 3 EBITDA, подсчитал управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев.
Господа Мазуров и Макаров знакомы как минимум с начала 2000-х годов и сотрудничали по поставкам газа. Газовая компания Игоря Макарова «Итера» была в то время крупнейшим производителем газа после «Газпрома», но после потери возможности поставок в Европу и на Украину в 2006 году ее позиции стали ослабевать.
В итоге в 2012 году господин Макаров пошел на объединение с «Роснефтью», продав 51% в «Итере». По условиям сделки «Роснефть» вложила в СП свои газовые активы и $173,4 млн, но партнерство не сложилось, и госкомпания уже в 2013 году поглотила «Итеру», заплатив около $3 млрд.
«Он идеалист, полагал, что, пойдя на сделку с “Роснефтью”, действительно сможет сохранить большой кусок компании, который позволит развиваться дальше, ведь в свое время ему удалось отбиться даже от “Газпрома”»,— говорил знакомый бизнесмена.
Макаров продал «Роснефти» нефтегазовую компанию «Итера» (нефтегазовые активы, лицензии на месторождения, в том числе на Кынско-Часельский лицензионный участок, а также сбытовые «дочки» в Свердловской области и трейдинговые структуры) за $2,9 млрд.
С 1998 по 2007 г. «Итера» разработала девять газовых месторождений в Сибири с годовым объемом добычи около 80 млрд куб. м газа, говорится на сайте «Арети».
Позже те активы, что не вошли в периметр сделки, были консолидированы и переименованы в «Арети», знает источник, близкий к одной из структур компании.
После сделки с «Роснефтью» у господина Макарова осталась лицензия на добычу в туркменском секторе Каспия, а также активы в недвижимости, которые он с тех пор продал или утратил.
На сайте же «Арети» говорится, что ее офисы и аффилированные компании находятся в Швейцарии, России, Канаде, США, ОАЭ, Туркмении, Белоруссии, данных о конкретных проектах нет.
В декабре 2015 г. «Арети» попыталась купить 50%-ную долю в сети газовых заправок в Сибири «Газойл» (зарегистрирована в Барнауле). Спустя полгода сделка развалилась: после проведения оценки барнаульского актива «Арети» от него отказалась, говорит источник, близкий к одной из сторон той сделки.
Кроме того, в июне 2017 года Itera Latvija заявляла об интересе «Арети» к ее пакету (16%) в Latvijas Gаze.
Газпром
Лукойл
Макаров Игорь
Нефтегазиндустрия-Инвест
Роснефть
Сбер (Сбербанк)
Международная группа компаний (МГК) Арети газ холдинг
New Stream Group (Группа компаний Новый Поток)
Latvijas Gaze
Владимир Коган
НГК Итера
Антипинский НПЗ
Финансовая корпорация Уралсиб
Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры
Николай Егоров
Itera Latvija
Марийский нефтеперегонный завод (Марийский НПЗ)
Аптечная сеть Мелодия здоровья
Газойл
Дмитрий Мазуров
Ухтинский НПЗ
Отсутствие покупок активов со стороны Игоря Макарова в последние годы, вероятно, связано с заключением соглашения о не конкуренции в рамках сделки с «Роснефтью», отмечает Карен Дашьян из Advance Capital.
Сделка с New Stream, по его мнению, выглядит не как приобретение нефтеперерабатывающих активов, а скорее как создание СП для поиска синергии.
Активы New Stream оценить достаточно сложно — судя по отчетности, у группы отрицательная акционерная стоимость, говорит господин Дашьян, но новый инвестор наверняка сможет улучшить ситуацию с долговой нагрузкой, ведь после сделки с «Роснефтью» Игорь Макаров не совершал крупных покупок.
Из-за налогового маневра рентабельность НПЗ с низкой глубиной переработки сильно сократилась, констатирует аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Некоторые НПЗ и вовсе работают в убыток.
Из-за налогового маневра продать Ухтинский НПЗ планировал «Лукойл». Была информация о возможной продаже «Роснефтью» некоторых низкорентабельных НПЗ, так что сейчас рынок готов к консолидации, рассуждает эксперт.
Привлеченные от сделки деньги New Stream может потратить как на разработку месторождений, так и на модернизацию НПЗ, говорит Полищук.
Вхождение в капитал New Stream – хороший шаг для Макарова, чтобы вернуться в большой нефтегазовый бизнес, к тому же отрасль и участники рынка ему знакомы, считает директор московского офиса Urus Advisory Алексей Панин.
Для Мазурова это возможность привлечь финансового партнера: у Антипинского НПЗ высокий долг, а у Макарова есть средства после продажи «Итеры». «Они оба могут сделать достаточно хороший независимый бизнес», – заключает он.