У UC Rusal есть три фольгопрокатных завода — «Саянал», «Арменал» и «Уральская фольга», а также предприятие «Саянская фольга», осуществляющее перемотку бытовой фольги и продающее ее на внутреннем рынке. Из отчета UC Rusal за 2013 г. следует, что за год предприятия компании произвели 89 190 т фольги. Продажи фольги принесли компании $313 млн (в 2012 г. было $302 млн).
Расположенный в Нигерии завод Alscon UC Rusal купила в 2007 г. за $250 млн. В марте 2013 г. предприятие было остановлено из-за высокой себестоимости алюминия, выпускаемого на нем: она составляла $2 900/т при рыночной стоимости $2 018/т (сейчас алюминий стоит $2024/т).
В казахстанской компании «Богатырь Комир» UC Rusal принадлежит 50%, остальное — у государственного фонда «Самрук-энерго». Компания ведет добычу угля открытым способом на двух разрезах — «Богатырь» (32 млн т угля в год) и «Северный» (10 млн т угля). В 2013 г. выручка «Богатырь Комира» была $325 млн, чистая прибыль — $31 млн, следует из отчетности UC Rusal.
В апреле трейдер UC Rusal — RTI Limited заказала у аффилированной с «Онэксимом» Михаила Прохорова Renaissance Securities оценку неключевых активов UC Rusal, а также подготовку документов для их продажи.
Маловероятно, что компании удастся выручить от продажи непрофильных активов $1 млрд, сомневается менеджер инвесткомпании, вкладывающейся в том числе в бумаги UС Rusal. Конечно, алюминий начал восстанавливаться (с начала года подорожал на 15,6%). Грядет дефицит металла: в 2014 г. из-за роста потребления в Китае спрос на алюминий вырастет на 6-7%. А из 3 млн т остановленных мощностей примерно 2,4 млн т вряд ли запустятся, пока цена не вырастет до $2 500/т.
Но Alscon — проблемный актив не только из-за высоких затрат на электроэнергию (на нее приходится 25-30% себестоимости производства), но и из-за угрозы национализации. В конце 2012 г. по решению Верховного суда Нигерии правительство инициировало передачу прав на Alscon компании Bancorp Financial Investment Group, которая в 2004 г. выиграла конкурс на Alscon, но впоследствии была дисквалифицирована. UC Rusal требует не допустить национализации в Международном арбитраже в Лондоне. Компания в отчете за I квартал указывает, что не ждет негативных материальных последствий по этому делу для себя.
Основная продукция «Богатырь Комира» — энергоуголь (примерно одна треть продаж приходится на российских покупателей, остальное — на казахстанских). Но цены на него сейчас далеки от максимальных, поэтому едва ли за актив можно выручить хорошие деньги.
На какие цели UC Rusal может направить вырученные от продажи непрофильных активов деньги, не ясно. Недавно компания завершила рефинансирование двух синдицированных кредитов на $5,1 млрд. Как в результате изменился график выплат, компания не сообщала. На 31 марта большая часть долга UС Rusal была квалифицирована как краткосрочная.
В результате рефинансирования начало выплат по двум кредитам перенесено с 2014 на 2016 г., а полное погашение тела долга — на декабрь 2018 г. Кроме того, компания согласовала с кредиторами двухлетний grace-период, во время которого UC Rusal не будет платить сумму кредита, а только проценты за пользование им.
Впрочем, UC Rusal собирается продолжать инвестировать в прибыльный бизнес по добыче бокситов. В частности, в планах алюминиевого холдинга — вложить $220 млн в 2014-2016 гг. в разработку гигантского месторождения бокситов Диан-Диан в Гвинее.