По данным газеты «Коммерсантъ», круг претендентов на управление концерном «Тракторные заводы» (КТЗ) сузился. Двое из них решили создать альянс. «Русские машины» Олега Дерипаски и государственный «Уралвагонзавод» (УВЗ) подали в ВЭБ новую, теперь уже общую заявку, а в случае победы планируют управлять КТЗ на паритетных началах. Так партнеры надеются усилить свои позиции в борьбе с экс-владельцем концерна Михаилом Болотиным.
Прием заявок на конкурс истек 20 апреля, но точных сроков его завершения ВЭБ не устанавливал. В финальный список претендентов вошли УВЗ и «Русские машины», исходно подавшие заявки по отдельности, а также структура экс-владельца КТЗ Михаила Болотина «Компания корпоративного управления «Концерн «Тракторные заводы». Михаил Болотин активно борется за сохранение контроля над КТЗ и привлек серьезный административный ресурс.
Еще меньше ясности в том, как концерном на паритетных началах будут управлять две, по сути, конкурирующие компании. Скорее всего, на данном этапе партнерам важно просто получить контроль на КТЗ, предоставив ВЭБу максимально выгодный вариант, иначе ситуация может затянуться на неопределенный срок.
Напомним, что в декабре 2010 года ВЭБ получил 100% акций материнской компании КТЗ от Михаила Болотина и его партнера по бизнесу Альберта Бакова в залог под кредит в размере 15 млрд руб. на семь лет. Изначально с ВЭБом была договоренность о том, что менеджмент КТЗ меняться не будет, однако уже в марте банк объявил конкурс по выбору новой управляющей команды, которая должна осуществить финансовое оздоровление предприятия.
Паритетное управление — это однозначно временная мера, за которой достаточно быстро должен последовать раздел активов. В краткосрочной перспективе УВЗ и «Русские машины» важна победа на конкурсе, но у каждого актива должен быть один хозяин, и перераспределение неизбежно произойдет. УВЗ однозначно интересны оборонные и вагонные активы, тогда как «Русские машины» могут заинтересоваться и производством дорожной и сельскохозяйственной техники, например чебоксарским «Промтрактором».
«Концерн «Тракторные заводы» является одним из крупнейших российских интеграторов научно-технических, производственно-технологических и финансовых ресурсов в машиностроении, как в России, так и за рубежом. В управлении машиностроительного холдинга находится более 20-ти крупнейших предприятий, расположенных в 10 субъектах Российской Федерации (Москве, Алтайском, Красноярском краях, Волгоградской, Владимирской, Курганской, Липецкой областях, Чувашской, Карельской и Мордовской Республиках), а также в Дании, Германии, Австрии, Нидерландах, Сербии и Украине.
Производственная деятельность «Концерна «Тракторные заводы» представлена пятью направлениями: промышленное машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение, запасные части и ОЕМ-комплектующие, железнодорожное машиностроение, машиностроение специального назначения. Диверсифицированный портфель производимой продукции продвигается шестью собственными специализированными торгово-сервисными структурами в 40 странах мира через обширную дилерскую сеть, насчитывающую порядка 300 компаний.
Ассортимент выпускаемой предприятиями холдинга продукции включает в себя широкий спектр базовых моделей, которые могут быть модифицированы и дополнены в соответствии с индивидуальными и реальными потребностями заказчиков.
Созданная вертикально-интегрированная модель производства позволяет «Концерну «Тракторные заводы» обеспечить полный жизненный цикл выпускаемой продукции - от научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, производства металлов и запчастей до маркетингово-сбытовых операций, послепродажного технического обслуживания и сопровождения потребителя через специально созданный единый центр сервисного обслуживания ООО «Сервис промышленных машин».
Выручка концерна в 2010 году составила около 30 млрд руб. До сделки с ВЭБом Михаилу Болотину принадлежало около 80% акций компании, а его партнеру Альберту Бакову — примерно 20%.