По данным газеты «Коммерсант», украинский бизнесмен Валерий Хорошковский, претендовавший на покупку Сбербанка (Украина), не подал документы для согласования сделки в Национальный банк Украины (НБУ), сообщили в НБУ.
О планах господина Хорошковского приобрести украинский Сбербанк стало известно в ноябре 2017 года, причем закрыть сделку он планировал до конца первого квартала 2018 года. Теперь очевидно, что в указанный срок этого не произойдет.
Более того, на днях СМИ со ссылкой на источники сообщили, что господин Хорошковский отказался от идеи приобретать Сбербанк (Украина) из-за санкционных рисков. Источники, близкие к украинскому Сбербанку, эту информацию подтвердили.
В результате единственным реальным претендентом на покупку украинского Сбербанка оказался небольшой белорусский госбанк — Паритетбанк.
«21 декабря 2017 года НБУ официально получил необходимый пакет документов от управления делами президента Республики Беларусь для покупки украинского Сбербанка через Паритетбанк»,— уточнили в НБУ, отметив, что других заявок на данный момент нет.
Паритетбанк — 15-й банк Республики Беларусь по размеру активов. 99,83% банка владеет управление делами президента Белоруссии.
Сбербанк (Украина) принадлежит российскому Сбербанку и входит в топ-7 украинских банков.
Переговоры о его продаже ведутся второй год, однако активизировались они после введения Украиной санкций против «дочек» российских госбанков весной 2017 года, которые были продлены еще на год 6 марта 2018 года. Санкции запрещают украинским банкам проводить операции в пользу материнских структур.
Ключевой проблемой, которую украинские санкции создали российским госбанкам, стала невозможность вернуть значительные межбанковские кредиты, предоставленные их украинским структурам. В частности, для Сбербанка, по данным международной отчетности Сбербанка (Украина) на третий квартал 2017 года, это 25 млрд. гривен ($960 млн.).
По словам источников, знакомых с ситуацией, сделку с Паритетбанком планируется структурировать так, чтобы российский Сбербанк смог вернуть часть межбанка на украинскую «дочку» через белорусскую — БПС-банк.
При продлении санкций против российских банков отдельно указано, что они направлены на «предотвращение вывода капиталов за пределы Украины в пользу связанных с банками лиц». Ограничений на расчеты белорусского Паритетбанка с белорусским же БПС-банком нет.
Очевидно, что возвращать весь межбанк покупатель не будет, указывают собеседники.
«В упрощенном виде расчет сделки такой: сумма капитала Сбербанка (Украина) (3,7 млрд. гривен) и кредитов от Сбербанка РФ (25 млрд. гривен) дисконтируется на размер неработающих кредитов украинского банка (24,1 млрд. гривен),— отмечает один из источников.— Таким образом, максимальная цена сделки 4,6 млрд. гривен, или около $176 млн».
Но возможен дополнительный дисконт, плюс очевидно, что сумма будет выплачена в рассрочку, добавляет другой собеседник.
Для Сбербанка это хорошие условия. По словам украинских финансистов, недавно представители банка в неофициальных беседах ориентировали потенциальных интересантов на покупку украинской структуры за $150 млн., но сразу, без риска долгосрочных расчетов.Однако источники, знакомые с позицией НБУ, указывают, что с согласованием сделки «все непросто».
«Тот факт, что Сбербанк (Украина) станет "дочкой" не российского, а белорусского госбанка, вопросов не вызывает, а вот то, что главой управления делами президента Республики Беларусь — акционера Паритетбанка является Виктор Шейман, может создать проблемы».
Господин Шейман находится под жесткими санкциями США и ЕС в связи с делами об исчезновении двух оппозиционных политиков, бизнесмена и журналиста в 1999 и 2000 годах.
Официально в НБУ сообщили, что «выносят решение на основании анализа всего пакета документов в отведенный срок и не комментируют влияние отдельных фактов на вероятность согласования».
Глава Паритетбанка Сергей Белов на вопрос о влиянии санкций против господина Шеймана на согласование сделки по приобретению украинского Сбербанка заявил: «Мы не получали никаких запросов от НБУ относительно нашей заявки и, следовательно, комментировать пока нечего».