По данным газеты «Ведомости», продать компанию иностранному стратегу — полдела, надо еще получить с него деньги сполна. Купив крупнейшего в России производителя мороженого - «Инмарко», Unilever чуть не наказала продавцов на $12 млн . Договор купли-продажи стороны заключили 28 января 2008 г. Бенефициарами головной компании группы «Инмарко» — кипрской Narda Investments Limited — были восемь новосибирских предпринимателей и ЕБРР с долей 29%.
Сумма сделки оценивалась более чем в $200 млн (включая долг). Сделка совершалась по английскому праву, цена фиксировалась в долларах. Расчеты должны были пройти в течение полутора лет — на этот период на эскроу-счете в нью-йоркском отделении Citibank замораживались $20 млн.
27 августа 2009 г. бывшие собственники «Инмарко» получили письмо от национального финансового директора «Юнилевер рус» Грэхэма Тикелла: у Unilever возникли претензии на $11,87 млн, которые она отказалась платить, заблокировав счет в Citibank. Тикелл обосновал сумму претензий.
258,53 млн руб. Unilever хотела получить за то, что бывшие владельцы «Инмарко» оставили ей холодильный склад на Тульском хладокомбинате в «небезопасном рабочем состоянии», скрыв почти полный его износ. В результате новые владельцы вынуждены были закрыть склад (105,93 млн руб. упущенной выгоды, которую рассчитывали получить от сдачи части склада в аренду), арендовать взамен площади в Подмосковье (52,7 млн руб.) и построить в Туле новый склад (99,9 млн руб.).
Еще 30,92 млн руб. — не взысканная вовремя дебиторская задолженность «Инмарко» и проценты за пользование займами (12-17% годовых), которые Unilever вынуждена была компании из-за этого предоставить. Наконец, 6,47 млн руб. Unilever пришлось потратить на программное обеспечение (ПО), так как владельцы «Инмарко», по версии Тикелла, скрыли, что у компании около 2 000 копий пиратского ПО. Ну и по мелочи: юридические расходы, налоги; всего — $11,87 млн.
Бывшие хозяева «Инмарко» ответили, что сведения о состоянии склада и ПО были в приложении к договору купли-продажи, а под дебиторскую задолженность был сформирован превышающий ее размер резерв. Последовали долгие переговоры и 31 мая 2010 г. стороны подписали соглашение, по которому Unilever достается 30 млн руб., а остальная часть спорной суммы — продавцам.
В 1992 году двум предпринимателям (Любимцеву Вадиму и Шутову Павлу) пришла идея организовать в Новосибирске продажу мороженого с лотков на улицах города. Идея имела успех, так как в то время в городе наблюдался дефицит этого продукта и в городе не было специализированной торговли мороженым. Впоследствии продажа мороженого с лотков выросла до уровня крупного бизнеса.
В 1993 году фирма «Инмарко» была зарегистрирована. История такого названия точно неизвестна. В начале 90-х годов в России было модно давать компаниям иностранные названия. Существует несколько версий происхождения названия, по словам одного из основателей, название родилось в одном из застолий. Сейчас название часто расшифровывают как «Инвестиционно маркетинговая компания».
В 1993 году компания обратила взор на заграничный товар, причем не на привычные стаканчики или брикеты, а на сложное мороженое типа льдов или с шоколадно-ореховым наполнителем. В России это было в новинку, отечественные хладокомбинаты занимали нишу народного дешевого продукта. «Инмарко» ввозила вафельные рожки и эскимо из Польши, Дании, Англии, Швеции, Испании, сотрудничала с компаниями Coral, Augusto, ISCO, Menorquina, «Фридерикс».
В середине 90-х годов в России изменились таможенные платежи. Ситуация сложилась таким образом, что дешевле было открыть свое производство, чем продолжать ввозить мороженое из-за рубежа. В 1996 году в поселке Элитное Новосибирской области появилась первая фабрика «Инмарко» мощностью 5 тыс. т. Предприятие строили датчане из Frisco. Продукцию и упаковку разрабатывало специально созданное подразделение.
Примерно через год, существующих мощностей фабрики стало не хватать. Встал вопрос о расширении, но на базе Новосибирского предприятия это было невозможно из за ограниченной территории. В 1997 году на аукционе Инмарко приобрела государственный пакет акций фабрики в Омске. Фабрика нуждалась в модернизации, компания пускала на это всю свою прибыль. Модернизацией занимались те же специалисты из Дании и Германии.
В настоящее время «Инмарко» - лидер на рынке мороженого в России по объемам производства и продаж. На сегодняшний день в компании работает свыше 4 000 сотрудников. Мороженое «Инмарко» продается от Балтийского моря до Тихого океана. Ассортимент продукции Инмарко насчитывает около 120 наименований На 2009 год компания имеет производство в Туле, Омске и Новосибирске. Филиалы в городах Новосибирск, Омск, Красноярск, Новокузнецк, Кемерово, Барнаул, Екатеринбург, Казань, Москва, Тула.