По сведениям из неофициальных источников, сумма сделки по Уралприватбанку составила более 200 млн рублей. Сайт «РОСТ банка» сообщает, что решение о присоединении было принято на общем собрании акционеров. «В соответствии с установленными российским законодательством процедурами все необходимые документы по реорганизации банка в 30-дневный срок будут направлены на рассмотрение и регистрацию в ЦБ РФ», – комментирует президент – председатель правления ОАО «РОСТ банк» Артем Хенкин. Официальное решение ЦБ станет известно не раньше сентября.
По масштабу бизнеса ЗАО «Уралприватбанк» относится к средним банкам Уральского региона. По словам заместителя председателя Уральского банковского союза Евгения Болотина, Уралприватбанк – это история банковской системы Свердловской области, одно из первых кредитных учреждений на Урале.
Он вправе называться даже «рожденный в СССР»: банк был образован в августе 1989 года. Первым предпринимателям, появившимся еще до распада Советского Союза, были нужны возможности эффективных расчетов, не связанные с тяжеловесной системой госбанков. 8 августа 1989 года появился «Полярэкс банк», переименованный затем в Уралприватбанк. Главная идея нового учреждения состояла в том, чтобы обеспечить адресный подход в обслуживании новых компаний, дать бизнесу технологичное и дружественное финансовое сопровождение. «Старожилы» вспоминают, что первоначально банк занимал всего несколько комнат.
Сейчас, согласно рейтингу Banki.ru, Уралприватбанк занимает 643-е место по величине активов среди российских кредитных организаций (1,4 млрд рублей по данным на июль 2014 года). По отношению к июню величина активов снизилась на 44,7 млн рублей. Согласно отчетности банка, по состоянию на 1 июля 2014 года его пассивы – более 1,1 млрд рублей, в том числе вклады физлиц – более 810 млн рублей.
Интересно, что недавно Уралприватбанк уже менял хозяев. В конце 2012 года московский бизнесмен Александр Ерхов выкупил акции банка у СКМ-Холдинга. Ерхов с партнерами планировали переориентировать банк с корпоративного на розничное кредитование и провести ребрендинг. Это, по их мнению, должно было повысить рейтинг финансового учреждения.
Однако после несогласованной между акционерами и менеджментом отставки председателя правления Юрия Денисова положение ухудшилось. Отсутствие права первой подписи вызвало временную остановку работы банка и панику у вкладчиков – летом 2013 года были даже введены ограничения на выдачу средств. Сообщалось, что на тот момент капитал банка составлял 320 млн рублей.
Председатель СКМ-Холдинга и крупнейший акционер банка Николай Лантух (основатель сетей «Звездный» и «Суперстрой») принял решение вмешаться и выкупить банк обратно у одной из структур холдинга. В результате его возглавил уральский банкир Олег Антонов – прежний топ-менеджер «Северной казны».
Акционеры планировали вернуть банк в привычный рабочий режим и увеличить его капитал. Вместе с тем они не скрывали, что думают о новой продаже финансового учреждения. И покупатель нашелся – им стал московский «РОСТ банк».
«РОСТ банк» создан в июне 2013 года путем присоединения ОАО «Банк «РОСТ» (основан в 1993 году под названием «Нефтек», переименован в 2002 году) к банку «Казанский» (основан в 1994 году). Он занимает 68-е место в рейтинге банков по величине активов (89,9 млрд рублей по состоянию на июль 2014 года). Кстати, в этом году он поглотил еще один региональный банк – приобрел контрольный пакет акций сургутского Аккобанка, обслуживавшего в основном муниципальные предприятия. Объединение региональных сетей, по словам Хенкина, будет продолжено.
Однако пока Центральный банк запретил «РОСТ банку» увеличивать вклады от населения – эта сумма в его пассивах оказалась слишком большой по сравнению со средствами из других источников. Тем не менее, по словам заместителя председателя Уральского банковского союза Евгения Болотина, санкции ЦБ не кажутся ему пугающими.
«Санкции связаны с качеством кредитного портфеля, но это нормальная ситуация для банков. Если ЦБ не нравятся какие-то кредиты, их надо погасить. Процедура реорганизации Уралприватбанка займет довольно продолжительное время. Если к тому времени санкции будут сняты, банк будет привлекать вклады населения. Не будут сняты – не будет привлекать вклады», – считает он. Однако покупка региональных банков в таких условиях вызывает вопросы.
Вице-президент Ассоциации региональных банков России Олег Иванов считает, что региональные банки, которые присоединились к «РОСТ банку», находились в сложном положении. Например, ОАО «Смоленский акционерный коммерческий банк», «упавший» в конце прошлого года.
Для того чтобы остановить рост недоверия вкладчиков, необходимо усилить позиции кредитно-финансовой организации с помощью более надежного партнера. «Банки, которые не конкурируют между собой, нередко образуют единые холдинги. Инициатором выступают относительно крупные банки», – заметил Иванов. А процесс укрупнения банков находится под контролем ЦБ, сообщил эксперт.
«Если бы ЦБ решил, что такая сделка угрожает интересам акционеров и вкладчиков, он бы ее отменил. Укрупнение банков идет уже лет пять – руководство страны и банкиры выступают за этот процесс. Для развития промышленности нужны крупные долгосрочные кредиты, которые могут предоставить только сильные банки. В последние несколько лет процесс укрупнения пошел быстрее. В целом его можно назвать здоровым», – сообщил Олег Иванов.
С его мнением согласен и Евгений Болотин: «Тенденции укрупнения банков уже 300 лет, и она действует не только в России, но и по всему земному шару. Это нормальная ситуация».
Директор департамента экономики Высшей школы экономики и менеджмента УрФУ Константин Юрченко считает, что хотя слияния неизбежны, менее болезненными они от этого не становятся. «Это рыночный процесс, когда в условиях ухудшающейся рыночной ситуации (а нас ждут несколько непростых лет) для повышения запасов финансовой прочности банки будут объединяться. У большой структуры, особенно банковской, есть два варианта в случае кризиса.
Либо перспектива остаться с плохими активами, подпасть под санкции Центрального банка, быть оштрафованным, в критическом случае даже получить отзыв лицензии, либо все-таки обдумать предложение об объединении с более крупной структурой. Экономически и финансово это всегда обоснованно, единственная проблема – как поведут себя акционеры, руководство. Дело в том, что российская традиция такова, что каждый хочет быть царем в своем болоте. Сливаться не любят, несмотря на то что понимают, что это экономически целесообразно», – считает он.
Тем временем новый собственник пообещал уральскому банку отсутствие резких потрясений. Так, Артем Хенкин высказывался в СМИ, что процедура ребрендинга Уралприватбанка будет максимально мягкой, ведь этот бренд давно известен на местном рынке. Он заверил, что филиал «Уралприват» сохранит клиентскую базу и команду банка, «на хозяйстве» останется нынешний руководитель Олег Антонов.
Не изменятся также привычные тарифы и порядок расчетно-кассового обслуживания. Сейчас эксперты гадают, кто из уральцев повторит судьбу Уралприватбанка: по словам Артема Хенкина, на рынке УрФО еще остались привлекательные для «РОСТ банка» активы.