Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'25
41
1 263
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275
Железнодорожный оператор АтлантТранслес
638

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 612,62  (-55,98%)
1 004,50  (-21,52%)
6 714,59  (-25,69%)
122 918,39  (+732,12%)
4 488,33  (-24,91%)
65,45  (-0,02%)
Источник Investfunds
  • Главная
  • Новости
  • «Уралсиб» выкупил долю в лизинговом бизнесе акционера за рубль

«Уралсиб» выкупил долю в лизинговом бизнесе акционера за рубль

10.09.2015, Ведомости
Финансовая корпорация «Уралсиб» помимо банка, факторинговой и страховой компании занималась лизингом (через ЛК «Уралсиб»). Год назад корпорация объявила об интеграции убыточного лизингового бизнеса с банком – в июне банк «Уралсиб» получил долю в лизинговом бизнесе (40,8%) своего акционера за 1 руб. и стал единственным владельцем компании.

ЛК «Уралсиб», по сути, стала операционной, объясняет финансовый директор банка «Уралсиб» Алексей Сазонов, на нее букируются лизинговые контракты, поскольку банк не может отражать их у себя на балансе из-за специфики учета.

Новая бизнес-модель взаимодействия с банком основана на договоре продаж, следует из МСФО, лизинговые услуги будут предлагаться как часть розничных продуктов банка: это привлечет новых клиентов и увеличит продажи, а также снизит расходы по управлению лизинговым бизнесом.

Операционные издержки, по данным отчетности лизинговой компании за первое полугодие 2015 г., действительно сократились. Расходы на персонал снизились по сравнению с первым полугодием прошлого года на 62,5% до 86,3 млн руб., административные расходы – на 41% до 168,5 млн руб.

В 2014 г. у компании было 33 филиала, сейчас – ни одного, говорится в отчетности. Однако стать прибыльной ей не удалось: по итогам первого полугодия 2015 г. она получила убыток в 2,8 млрд руб., за этот же период прошлого года – в 1,8 млрд руб. Он во многом связан с созданием резервов: 1,8 млрд против 193,8 млн руб. в прошлом году.

Кроме того, у компании отрицательный чистый процентный доход, в основном за счет сокращения дохода от финансового лизинга: с 1,2 млрд до 555 млн руб. Процентный расход вырос незначительно: на 100 млн до 1,1 млрд руб., следует из отчетности.

Лизинговая компания всегда консолидировалась в международной отчетности банка, указывает Сазонов. Банк много лет переваривает ее убытки: в 2014 г. они составили 5 млрд руб., в 2013 г. – 973 млн руб., следует из отчетности компании. «После интеграции она сможет выйти в ноль», – надеется Сазонов.

В феврале и апреле 2015 г. лизинговая компания выпустила биржевые облигации со ставкой купона 11,5% (на 1,5 млрд руб.) и 10,5% (3,4 млрд руб.), сроки погашения в феврале и апреле 2018 г. соответственно взамен существующих.

Эти облигации были выкуплены банком, а в связи с тем, что ставки были существенно ниже рыночных, компания отразила разницу на 751 млн руб. между балансовой и справедливой стоимостью у себя в капитале, говорится в отчетности.

«Это так называемые «капитальные облигации», указывает Сазонов, которые идут в расчет ее капитала. «Банк таким образом поддерживает лизинговую компанию», – поясняет он.

Акционеры поддерживают компанию не только капитально: она получила заем от ФК «Уралсиб» на 2,4 млрд руб. по ставке 23% годовых, следует из отчетности. Заем от ФК «Уралсиб» был предоставлен в начале года, когда были высокие ставки, говорит Сазонов, сейчас ставка пересмотрена и составляет 17,7%.

Высокую ставку он объясняет уровнем риска заемщика: «Поскольку у лизинговой компании плохое финансовое положение, то ставка получается высокой».

Комментарий
В конце 2014 г. банки устанавливали ставки 30% в шоковый период для финансовых рынков и привлечение средств за такую стоимость, естественно, являлось большой нагрузкой для лизинговых операторов, говорит гендиректор компании Carcade Алексей Смирнов. По его словам, в I квартале ставка в среднем составляла 20–25%, а сегодня – 15–16%.

Из-за особенностей налогообложения в России целесообразно сохранять лизинговую компанию как отдельное юрлицо, говорит аналитик Moody’s Елена Редько. Для лизингополучателя, объясняет она, оформление сделки с компанией выгоднее, чем если бы эти контракты были на балансе банка: многие дочерние лизинговые компании банков по факту работают как структурные подразделения.

«Лизинговый бизнес банка в последние годы был убыточным, сейчас у лизинговой компании отрицательный капитал (6,8 млрд руб. – «Ведомости»), поэтому логично реструктурировать бизнес», – считает аналитик Fitch Роман Корнев.