По данным газеты «РБК daily»,«Уралвагонзавод» (УВЗ) приобрел чуть больше 51% акций электромашиностроительного завода «Лепсе», основным клиентом которого являются авиастроители. Авиационная специализация кировского завода не помешает синергии с УВЗ, предприятия собираются сотрудничать в сфере производства оборудования для нефтяной и оборонной отраслей.
Как следует из отчетности кировского завода, на начало 2011 года 29,3% его голосующих акций принадлежало компании «Финансовые системы», еще 21% бумаг находился у «Полетт Холдингс Лтд» (21%). Кроме того, акционерами предприятия значились «Новые технологии по повышению нефтеотдачи» (8,3%), «Вятская энергетическая компания» (7,6%), по 8,1% акций было у гендиректора «Лепсе» Геннадия Мамаева и его заместителя Сергея Лаптева. С 2006 по 2009 год в управлении предприятием участвовали представители НПК «Оборонпром», но затем покинули его совет директоров.
В мае прошлого года «Финансовые системы» пытались усилить свои позиции и подали ходатайство в ФАС на консолидацию 78,81% акций «Лепсе». Но антимонопольное ведомство им отказало, поскольку ему не удалось установить действительных владельцев «Финансовых систем».
Основной вид деятельности «Лепсе» — производство электрооборудования для авиации (электродвигатели, генераторы переменного тока и др.). Это составляет более 60% от общей выручки предприятия (около 2,4 млрд руб. в 2010 году). Кроме этого завод выпускает бытовую технику, автокомпоненты, продукцию для нефтяной промышленности.
Кировскому предприятию есть что предложить УВЗ. Нижнетагильское предприятие занимается производством оборудования для нефтедобычи, а «Лепсе» производит насосы, способные добывать углеводороды с глубины более 2 тыс. м. Кроме того, «Лепсе», как и УВЗ, выпускает комплектующие для ракет С300, производителем которых является кировский «Авиатек». Для главы УВЗ Олега Сиенко «Лепсе» не чужое предприятие. С 2006 года он возглавляет совет директоров кировского завода.
История развития авиации в России неразрывно связана с Открытым Акционерным Обществом Электромашиностроительный завод «Лепсе» - одним из крупнейших предприятий по производству авиационного электрооборудования. Практически ни один летательный аппарат не обходится без изделий завода.
Сегодня предприятие выпускает более 600 типов авиационных электроагрегатов: генераторы переменного тока, электродвигатели различного типа и назначения, электромеханизмы поступательного, вращательного, качательного действия, коммутационную аппаратуру, аппаратуру запуска авиадвигателей, регулирования и преобразования энергии, и многое другое.
Его продукция эксплуатируется на летательных аппаратах, разработанных конструкторскими бюро Антонова, Бериева, Ильюшина, Камова, Миля, Микояна, Сухого, Туполева, Яковлева. Завод работает в кооперации со всеми авиационными предприятиями России и ближнего зарубежья.
Также коллектив завода успешно реализовал программу разработки, освоения и производства новых видов продукции, в том числе товаров народного потребления. Освоено производство уникальных изделий: генератор бортового и наземного применения мощностью 120 кВ•А и массой всего 67 кг, серия малогабаритных крановых электромеханизмов МПК-31А-34Б, генератор ГВП3В с топливным охлаждением и блоком регулирования БВПР-4С и многое другое.
Особое внимание в ряду потребительской продукции уделяется изделиям автомобильной тематики. Завод освоил массовое производство моторедукторов стеклоподъемников ЭПС-4, которые поставляет на конвейер Волжского автозавода. Разрабатываются новые типы автомобильных компонентов для перспективных моделей «ВАЗ».
Аналитик Rye, Man & Gor Securities Юрий Подковыров полагает, что кировское предприятие для Уралвагонзавода — стратегический актив. «В танках, крупнейшим производителем которых в России является УВЗ, используется большое количество электроники. «Лепсе» — фактически монополист на российском рынке по производству электроники для космоса, авиации, танков», — отмечает он.
«Лепсе» — выгодное приобретение для УВЗ, уверен г-н Подковыров. «В течение последних пяти лет компания демонстрировала практически стабильный уровень выручки, что объясняется незаменимостью продукции для авиационной промышленности. Спад был в 2009 году (выручка снизилась с 2,4 млрд до 2 млрд руб.), однако уже в 2010 году ожидается восстановление финансовых показателей рентабельности», — отмечает он.