Премьер-министр Владимир Путин не выполнит поручения президента Дмитрия Медведева об ускорении приватизации. Заниматься этим придется самому Медведеву, но уже в чине председателя правительства.
3 апреля Путин должен был провести совещание, посвященное приватизации. Минэкономразвития отправило в Белый дом таблицу разногласий по крупнейшим компаниям ТЭКа — «Роснефти», «Транснефти», «Зарубежнефти», ФСК и «Русгидро».
Но совещания не будет. Его нет в графике до 7 мая, когда состоится инаугурация президента Путина. Все идет к тому, что расширение программы приватизации будет обсуждать уже новое правительство. Путин в отличие от Медведева настороженно относится к приватизации, поэтому, возможно, и не хочет принимать никакого решения.
Когда Путин станет президентом, у него появится возможность поручить правительству вовсе отказаться от расширения программы, например из-за неблагоприятной конъюнктуры, или заново оценить необходимость такого решения, что может затянуться на долгие годы. Однако, формально решение о расширении программы приватизации — это―компетенция премьера, так что Медведев сможет его принять самостоятельно.
В таблице разногласий (которая готовилась Минэкономразвития для несостоявшегося совещания в правительстве) собраны все аргументы против приватизации от Минэнерго и самих компаний, а также контраргументы подчиненных министра экономразвития Эльвиры Набиуллиной. Теперь со всем этим придется разбираться Медведеву.
К примеру, Минэнерго и «Транснефть» возражают против продажи 3,1% акций компании, так как она является ключевым инфраструктурным активом для всей нефтегазовой отрасли, реализующим стратегические проекты. На что Минэкономразвития замечает, что это как раз «фактор высокой привлекательности для инвесторов».
Продажа любой доли обыкновенных акций «Транснефти» — это кардинальное изменение принципов корпоративного управления, де-факто право вето миноритариев по сделкам с заинтересованностью с Российской Федерацией (ведь государство по таким сделкам голосовать не сможет, только частные акционеры), отмечают Минэнерго и «Транснефть». Миноритарии получат право определять судьбу стратегических проектов, среди них могут оказаться «конкурирующие иностранные компании», при этом выгода государства от продажи 3,1% акций минимальна — до $100 млн.
Похожий спор идет и по «Зарубежнефти»: нет миноритариев, нет и «существенных корпоративных сложностей принимать решения, выгодные для государства», отмечают компания и Минэнерго, кроме того, «Зарубежнефть» — компания специального назначения для реализации межправительственных соглашений в сфере нефтедобычи.
Меньше всего разногласий по «Роснефти», ФСК и «Русгидро»: Минэкономразвития согласно, что сейчас компании недооценены.
Стартовая цена пакета «Роснефти» не должна быть ниже цены народного IPO (главный аргумент из прежних возражений Сечина). Если доля государства в «Роснефти» будет ниже 50% плюс 1 акция, компания лишится лицензий на шельфе — таковы российские законы.
Нет возражений и по тому, что для ФСК до сих пор нет правил долгосрочного регулирования тарифов (с 2009 г. подход к электросетевым тарифам пересматривался 4 раза, что каждый раз приводило к снижению стоимости компании, отмечают ФСК и Минэнерго). Также признаются перспективы роста стоимости «Русгидро» (в 2012-2014 гг. компания планирует ввести свыше 10 ГВт новых мощностей).
Не приняты только два аргумента: ФСК беспокоится за источники финансирования инвестпрограммы. А «Роснефть» боится срыва сроков модернизации НПЗ и дефицита нефтепродуктов на российском рынке, потому что ее кредитный рейтинг может снизиться и тогда подорожают займы.