По данным газеты «Коммерсантъ», консорциум Credit Suisse и «Тройки Диалог» представил проект «Мария» — новые рекомендации относительно дальнейшего развития Шереметьево с учетом присоединения к нему аэропорта Внуково.
В проекте «Мария» приведены две основные схемы. Первая предусматривает реализацию идеи Минэкономики по привлечения в аэропорт после слияния ОАО «Терминал» (управляет терминалом D) и ОАО проект «Международный аэропорт Шереметьево» (управляет остальными пассажирскими терминалами) управляющей компании, а затем его слияние с Внуково (об объединении аэропортов объявил премьер Владимир Путин 28 марта). Вторая предполагает сначала слияние аэропортов, а затем привлечение управляющей компании.
Речь идет о стоимости бизнеса МАШ на уровне $1,98 млрд (с учетом долга в размере $264 млн и денежных средств стоимость акционерного капитала составляет $1,743 млрд), а «Терминал» — $1,118 млрд (с учетом долга в $912 млн и денежных средств — $354 млн). По договору с оценщиком заказчики могут представить свои замечания к проекту отчета до 3 мая и получат окончательный отчет через пять рабочих дней.
На консолидацию имущественных комплексов Внуково и Шереметьево потребуется как минимум один-два года. Поэтому сами консультанты считают более оптимальным привлечение управляющей компании в Шереметьево до объединения, то есть осенью. В дальнейшем же они могут получить под управление и Внуково.
Разработчики проекта «Мария» рассматривают управляющую компанию и как стратегического партнера аэропорта. Они предлагают три варианта построения отношений с ней. Это контракт на управление (за долю от EBITDA объединенного аэропорта и со штрафными санкциями за недостижение целевых операционных и финансовых показателей), контракт на управление с опционом на покупку доли в ходе IPO в 2013-2014 годах и продажу миноритарной доли перед передачей в управление.
Последний вариант консультанты называют оптимальным. При его реализации инвестор может придти в аэропорт уже осенью, выкупив допэмиссию акций на $200 млн и получив 8,7% акций, что будет немногим больше доли «Аэрофлота» в объединенном Шереметьево (сама авиакомпания претендует на блокпакет). В результате аэропорт сможет привлечь инвестиции уже в этом году, а управляющая компания-акционер прибавит ему стоимости перед IPO через два-три года.
В ходе размещения государство может продать блокпакет Шереметьево, сократив долю до 50,1%, а полученные деньги направить целевым образом на строительство третьей взлетно-посадочной полосы (стоимость строительства оценивается в 25-28 млрд руб.) и необходимой дополнительной инфраструктуры. Но речь идет только об объединенной компании МАШ и «Терминала», без Внуково.
Международный аэропорт Внуково – один из крупнейших авиатранспортных комплексов России, занимает 3-е место в стране по количеству обслуживаемых пассажиров.
Общая пропускная способность аэровокзалов Внуково – 6800 пассажиров в час. Ежегодно в аэропорту обслуживается около 120 тыс. рейсов, выполняемых более чем 200 авиакомпаниями России, стран СНГ и дальнего зарубежья.
Аэродромный комплекс Внуково располагает двумя пересекающимися взлетно-посадочными полосами: ВПП длиной 3000 м и 3060 м; ширина полос – 60 м. Пропускная способность двух ВПП – 45 взлетов/посадок в час. Режим работы аэропорта - 24 часа в сутки. Перрон аэродромного комплекса рассчитан на стоянку более 100 воздушных судов различных типов – от самолетов деловой авиации до лайнеров типа Boeing - 747 и Ан -124 – 100 «Руслан».
Пассажиры могут добраться в аэропорт по трем шоссе - Киевскому, Минскому и Боровскому, и скоростной железнодорожной магистрали, соединяющей Внуково с Киевским вокзалом Москвы. Скоростные электропоезда повышенной комфортности, отправляющиеся с Киевского вокзала, за 35 минут доставляют пассажиров непосредственно к авиатерминалам, где в августе 2005 года была открыта первая в стране подземная железнодорожная платформа. С пуском же в эксплуатацию первой очереди нового Терминала А, пассажирам, приезжающим в аэропорт на поездах компании «Аэроэкспресс», была предоставлена возможность перехода из железнодорожной станции непосредственно в здание Терминала.
Маршрутная сеть аэропорта включает около 450 направлений регулярных и чартерных полетов, обеспечивающих основной пассажиропоток Внуково, и более 450 направлений деловой авиации. Карта полетов из аэропорта охватывает большинство регионов России, а также страны ближнего зарубежья, Западной Европы, Азии и Африки. Сегодня аэропорт Внуково вступил в фазу активного развития и имеет реальные перспективы стать крупнейшим авиатранспортным узлом Москвы и ведущим транзитным центром между Европой и Азией.
Реализуемая в настоящее время при поддержке Правительства Москвы крупномасштабная программа капитального строительства и реконструкции, рассчитанная до 2015 года, нацелена на превращение аэропортового комплекса Внуково в конкурентоспособный авиатранспортный центр международного значения.