Региональный банк развития (РБР), четвертый по капиталу банк Башкирии, вновь поменял структуру акционеров. Из участия в банке вышел его бывший основной владелец Виктор Тарановский и несколько миноритарных акционеров, в том числе входивших в банк год назад на правах инвесторов. Среди них сын уполномоченного по правам человека в РФ Антон Астахов: он исключен из списка аффилированных лиц РБР 9 октября.
Тогда же РБР избрал новый совет директоров, в котором нет ни одного представителя из предыдущего состава. Собеседники в банковской среде отмечают, что после поэтапной продажи господином Тарановским своего пакета РБР банк так и не приобрел сильного инвестора и не имеет четкой стратегии развития.
Как следует из опубликованного накануне списка аффилированных лиц РБР (на 13 октября), Виктор Тарановский, владевший до начала 2014 года контрольным пакетом акций банка, окончательно вышел из его участия.
Еще на конец сентября доля господина Тарановского в банке составляла 9,9%. Впрочем, ранее она снижалась до 0,9%, а до 9,9% выросла в начале сентября, после того как из участия в банке вышел предприниматель Андрей Коркунов (основатель одноименной кондитерской марки).
Господин Коркунов входил в башкирский банк в качестве инвестора в марте этого года. Он также владеет крупным пакетом татарстанского банка «Анкор».
По состоянию на 9 октября из участия в РБР вышли также Антон Астахов — сын детского омбудсмена России и бывший заместитель предправления банка «Метрополь» Михаил Коршиков. Летом 2014 года они входили в банк с пакетами по 8,47% каждый.
Господин Астахов (младший) сообщал журналистам о планах создания «серьезного финансового института», который явился бы «примером эффективной банковской деятельности».
С приходом Антона Астахова РБР выиграл конкурс на ведение расчетных счетов Управления федерального казначейства по Севастополю, а также обслуживал акцию по сбору пожертвований детям юго-востока Украины. Примечательно, что перед тем как выйти из башкирского банка Антон Астахов приобрел 9% акций банка «Анкор».
По словам собеседников в банковских кругах Уфы, господа Астахов (младший) и Коркунов обсуждали возможность объединения РБР и «Анкора».
«Около месяца назад в Уфе открылся первый офис „Анкора“, куда перешли работать сотрудники уфимского банка,— рассказал руководитель местного филиала одного из федеральных банков.— Но альянс по какой-то причине не состоялся».
Собеседник предположил, что «Антон Павлович решил не рисковать». «Когда он заходил в РБР, люди были воодушевлены. Его выход, наоборот, дает повод задуматься о будущем банка, потому что надежд на то, что у банка появится стратегия и единый центр принятия решений, снова нет»,— отметил собеседник.
В начале сентября, как сообщал „Ъ“, у РБР появились новые акционеры: Национальное музыкальное издательство, ООО «Фо хум хау мьюзик», совладелец компании «Твой концерт» Кирилл Орешкин и генеральный директор «Пара мьюзик» Алексей Лукинов. Суммарно они получили около 35% акций банка.
Информированные источники связывали этих покупателей с музыкальным продюсером, заместителем председателя совета директоров Российского авторского общества Максимом Дмитриевым. Он сам акциями РБР на 9 октября не владел, но был избран в новый состав совета директоров банка, который изменился полностью.
Наряду с господином Дмитриевым в совет вошли предприниматель, бывший чиновник правительства Москвы Эльдар Жамолетдинов, предприниматель Иосиф Житловский, физлицо Ирина Петрова и бывший генеральный директор Бутурлиновского ликероводочного завода Алмаз Шукуров (Воронежская область). Господин Шукуров возглавил совет.
Из прежнего состава акционеров долю в банке сохранил бывший топ-менеджер Алтайэнергобанка Сергей Павлов (8,47% акций, входил в банк одновременно с Антоном Астаховым). В сентябре господин Павлов прогнозировал скорое завершение сделки по продаже «весомого пакета акций» Максиму Дмитриеву.
Полный расклад новой структуры акционеров РБР пока не публикует. Врио предправления банка Александр Буйлов комментировать изменения в структуре собственников отказался.
В первых числах октября рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА») понизило рейтинг кредитоспособности РБР до уровня В «Низкий уровень кредитоспособности» c «негативным» прогнозом и отозвало его в связи с отказом банка поддерживать публичный рейтинг.
RAEX объяснило ухудшение оценок увеличением степени подверженности банка регулятивным рискам в условиях невысокой достаточности собственных средств. Оно также указало на ухудшение качества кредитного портфеля банка с начала года.
«Перспективы банка будут зависеть от политики ЦБ, которую Эльвира Набиуллина грозится ужесточить. Пока у РБР замечено просто ухудшение кредитного портфеля, но оно происходит у всех банков, активно занимающихся кредитованием»,— говорит руководитель аналитического департамента QB Finance Дмитрий Кипа.
По мнению аналитика IFC Markets Дмитрия Лукашова, «данные последней отчетности РБР не внушают опасений»: «Нормативы ЦБ банк не нарушал. Показатели прибыли в первом полугодии довольно хорошие. Не исключено, что и вторая половина года для банка будет удачной».