По данным газеты «РБК daily», 20 мая 2009 года определились основные претенденты на покупку немецкого Opel. Выбирать покупателя будет GM, но предпочтения немецких властей играют в этом выборе не последнюю роль. Решение канадской Magna в союзе с группой ГАЗ и «Сбербанк» поучаствовать в спасении Opel многим в Германии пришлось по душе. В поддержку этому консорциуму высказались местные власти и профсоюзы, ведь Magna обещает не увольнять рабочих и обеспечить загрузку мощностей Opel с прицелом на российский рынок. А вот предложение итальянской Fiat восприняли с опаской, ожидая неизбежных сокращений. В свою очередь RHJ International — структура известного магната Тимоти Коллинза — считается темной лошадкой.
General Motors выставила на продажу GM Europe, включающую Opel в Германии, Vauxhall в Великобритании и Saab в Швеции. До вечера 20.05.09. Commerzbank Dresdner Kleinwort принимал заявки от претендентов на приобретение Opel. На покупку немецкого концерна получены три заявки, в том числе от канадской Magna, а также торгующей автокомплектующими компании RHJ International SA (управляется инвесткомпанией Ripplewood, основанной Тимоти Коллинзом). Третьим претендентом стал Fiat, который подтвердил подачу заявки.
Принимать решение необходимо в течение нескольких дней: уже 1 июня GM может подать заявление о собственном банкротстве. Получить миноритарную долю в Opel рассчитывает и объединение почти 4 тыс. европейских дилеров концерна, которые готовы приобрести около 20% акций Opel уже после определения основного «спасателя».
Adam Opel GmbH (Opel) — немецкий производитель автомобилей. Компания была основана 21 января 1863 года и приступила к производству автомобилей в 1899 году. В настоящее время Opel является дочерней компанией концерна General Motors. Владеет брендами Corsa, Astra, Vectra и Omega. Продажи Opel/Vauxhall в 2008 году составили 1,459 млн автомобилей. В России в 2008 году продано 98,8 тыс. Opel.
Группа ГАЗ основана в 2005 году в результате реструктуризации производственных активов ОАО «Руспромавто», существовавшего с 2001 года. В состав Группы ГАЗ входят ОАО «ГАЗ», 18 автомобилестроительных предприятий в России, сбытовые и сервисные структуры. Штаб-квартира компании расположена в Нижнем Новгороде. Консолидированная выручка от реализации Группы «ГАЗ» в 2008 году составила 143 миллиарда рублей, чистый убыток – 5,2 млрд руб. Годовой объем производства ГАЗ — около 200 000 легковых машин и легкой коммерческой техники. Основным акционером ОАО «ГАЗ» является машиностроительный холдинг «Русские машины» Олега Дерипаски (61%).
«Заявка Magna более надежна, инновационна и жизнеспособна, чем предложение итальянской Fiat SpA», — заявил в интервью Bloomberg министр экономики земли Рейнланд-Пфальц Хендрик Херинг. По его словам, четыре федеральные земли, в которых находятся заводы Opel, одобряют это предложение, так как канадская компания обещает превратить Opel в «интегрированного автопроизводителя».
В то же время против сделки с Fiat выступают профсоюзы, считая, что итальянский производитель, имеющий похожую модельную линейку, может пойти на закрытие ряда заводов Opel.
Впрочем, итальянский министр промышленности Клаудио Скайола отметил, что у Fiat, заручившегося поддержкой Chrysler, хорошие шансы на успех в сделке с Opel.
Между тем пресс-секретарь Министерства экономики Германии Штеффен Мориц заявил, что лидера среди претендентов на Opel нет.
Евгений Богданов из A.T. Kearney Moscow считает, что Magna переоценила свои силы. «Для группы ГАЗ в этой сделки нет ценности, да и найти средства для ее завершения будет затруднительно, — отметил он. — Надежды Magna на то, что исправить ситуацию в Opel можно без «жертв», слишком оптимистичны».
Руководитель группы по оказанию услуг предприятиям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers в России Стэнли Рут более оптимистичен: «Для Magna попытка купить Opel — логичный шаг, так как компания уже зарекомендовала себя как крупный поставщик автокомплектующих и ей теперь не хватает только собственного автопроизводства». Но он соглашается, что таких случаев на авторынке немного. Если повезет, ГАЗ вполне может пойти по пути развития советского автопрома, ведь легендарная «Победа» была сделана на основе Opel Kapitan.