Он предполагает назначение в Белом доме профильного вице-премьера по инновациям, а также создание госкорпорации или федерального агентства по инновационному развитию для управления бюджетами и операционной деятельностью всех структур в этой сфере — от "Роснано" до региональных аналогов "Сколково".
В роли агентства, по данным "Ъ", может выступить Агентство по технологическому развитию. Сами институты развития относятся к реформе скептически.
Как стало известно "Ъ", к совещанию у премьер-министра 26.01. "О совершенствовании институтов инновационного развития" экспертный совет (ЭС) при правительстве подготовил предложения по "переходу на новую модель инновационного развития".
Презентация ЭС обобщает практику инновационного развития РФ (по данным национальных докладов 2014-2015 годов) и заявляет, что, несмотря на создание в стране экосистемы инноваций, стратегия инновационного развития до 2020 года, видимо, неисполнима по ориентирам.
Причины — низкий уровень частных инвестиций в инновации при госрасходах на НИОКР, сравнимых со странами ОЭСР, а также дискоординация основных элементов инновационной экосистемы.
Идея ЭС заключается в "повышении приоритетности инновационной повестки" в деятельности Дмитрия Медведева (ЭС рекомендует ему тратить на нее 30% рабочего времени), расширение "стратегической повестки" президиума Совета при президенте по модернизации экономики и инновационному развитию — и "фокусировка" на инновациях одного из вице-премьеров.
По мнению ЭС, для координации деятельности институтов развития следует создать Госкорпорацию по инновационному развитию (ГКИР).
Еще одна идея в рамках "централизации" управления институтами развития (в их число ЭС включает также "ВЭБ Инновации", ФИОП, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в НТС, региональные аналоги "Сколково", например "Иннополис", а также РФПИ, Российский экспортный центр и Фонд развития промышленности) — создание для них единой системы KPI и отчетности.
ГКИР, который, по наблюдению одного из участников рынка, выглядит в этой схеме аналогом Госкомитета по науке и технике (ГКНТ) СССР, не единственный вариант "централизации". Координирующим органом может быть федеральное агентство или "проектный офис" при "инновационном" вице-премьере.
Напомним, сейчас формально темы инноваций в Белом доме напрямую не расписаны, тематику в основном курирует "промышленный" вице-премьер Аркадий Дворкович, и вряд ли имеется в виду сокращение его полномочий, которое необходимо в этом случае для превращения его в "инновационного" вице-премьера.
При этом роль федерального агентства в презентации обозначается аналогично ФАНО при институтах РАН и включает согласование бюджетов госинститутов инновационного развития.
Вместе с ГКИР предлагается создать в РФ и аналог немецкого "общества Фраунгофера" (ассоциации немецких институтов прикладной науки).
В документе обсуждаются и вопросы интеграции в инновационную экосистему Агентства технологического развития — проекта, активно поддерживающегося главой "Деловой России" Алексеем Репиком.
Предполагается, что он будет участвовать в совещании наряду с представителями АСИ, ВШЭ, фондов "Форум" и ЦСР, консультантами из BCG и SPG — наряду с Аркадием Дворковичем, министром Михаилом Абызовым, главой Минпрома Денисом Мантуровым, представителями Минфина, Минэкономики и Минобрнауки.
При этом представителей "Роснано", "Сколково", ВЭБа и других институтов развития на совещании не будет. Один из собеседников "Ъ" высказал предположение об участии в разработке презентации главы "Роснано" Анатолия Чубайса, но его на совещании не будет, а идею "централизации" в "Роснано "назвали "неожиданностью".
Централизация в единой бюрократической структуре управления институтами развития — главная идея презентации ЭС.
"Нельзя управлять половиной инновационной машины",— провозглашается в ней: инновационное развитие, которое объявляется последним из оставшихся факторов роста экономики РФ после 2015 года, возможно только при полном административном контроле всей инновационной экосистемы.
Опрошенные "Ъ" представители институтов развития заявили, что не в курсе совещания у премьер-министра, и отказались от официальных комментариев. Представители Михаила Абызова также не стали комментировать повестку совещания.
Неофициально же участники этого рынка, а также источники "Ъ" в Минэкономики выражали крайний скепсис. Они напомнили, что координация инноваций единой структурой предлагается правительству с лета 2014 года, но в предложенной форме это лишь отдалит инновационные институты от рынка — притом что основной их ценностью является именно вовлеченность.
Кроме этого, возмущение собеседников "Ъ" вызвала идея ЭС поддержки "компаний--национальных чемпионов и интеграторов": отбор на специальных конкурсах средних по размеру отечественных компаний, "ставших конкурентоспособными на мировых рынках", и софинансирование 50% их НИОКР.
"Здесь не помешала бы агрессивная антикоррупционная защита",— иронизирует один из собеседников "Ъ". Наконец, идея единой системы KPI для разноплановых институтов развития выглядит в их глазах ненужной: собственные системы заведомо лучше адаптированы под рыночные реалии.