Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'25
41
1 263
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275
Железнодорожный оператор АтлантТранслес
638

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 588,56  (-49,81%)
1 004,38  (-16,55%)
6 552,51  (-182,60%)
111 790,84  (-5 151,37%)
3 834,05  (-179,03%)
62,73  (-2,49%)
Источник Investfunds

В преддверии приватизации свою долю в Мурманском порту продают частные совладельцы

23.08.2011, РБК daily

По данным газеты «РБК daily», один из крупнейших в России «Мурманский морской торговый порт» (ММТП) вскоре должен получить нового владельца. В преддверии приватизации принадлежащих государству 25,5% акций ММТП продать свою долю решили и крупнейшие совладельцы порта. Структуры Николая Егорова и Сослана Хоребова выставили на аукцион в общей сложности 47,65% акций порта при начальной цене 7,5 млрд руб.

Официально о проведении аукциона по продаже принад­лежащих им акций ММТП, объявили подконт­рольные обоим бизнесменам Project Investments B.V. (доля в уставном капитале ММТП — 34,97%) и Laterium Commercial Limited (владеет 12,68% порта). Прием заявок на участие в открытом аукционе, который пройдет в электронной форме (на площадке «ЭТС24»), начинается сегодня - 23.08.2011 г. и продлится до 10 октября. Сам аукцион назначен на 12 октября 2011 г. Стартовая цена 47,65% акций — 7,5 млрд руб., задаток для участия в торгах — 750 млн руб.

Николай Егоров и Сослан Хоребов уже давно ищут покупателя на свою долю в Мурманском порту. Бизнесмены вели переговоры со структурами Геннадия Тимченко, но договориться не смогли. Между тем у последнего есть и другие проекты в Мурманске: недавно стало известно, что он может выступить соинвестором строительства здесь портового терминала. ММТП специализируется на перевалке угля, в 2010 году он обработал 12,88 млн т грузов.

У потенциальных покупателей есть шанс не только купить долю частных совладельцев ММТП, но и побороться за госпакет. Ожидается, что до конца года Росимущество выставит на продажу 25,5% акций порта. И хотя дата аукциона еще не объявлена,  Росимущество  уже завершило оценку актива.

Среди претендентов на контроль в ММТП в первую очередь называются угольные компании. Одним из основных клиентов порта является СУЭК, который участвовал в аукционе по продаже госпакета Ванино и заинтересован в собст­венных портовых мощностях. Крупным экспортером угля через Мурманск является также и «Кузбассразрезуголь», однако он вряд ли заинтересован в покупке самого порта — компания планирует построить там свой угольный терминал («МТП Лавна»). В СУЭК сказали, что рассмотрят возможность участия в аукционе по продаже акций Мурманского порта.

«Мурманский морской торговый порт» был основан в 1915 году. Сразу же после своего основания незамерзающий Мурманский порт приобрел для страны стратегическое значение и стал одним из основных российских портов, обеспечивающих внешнеторговые операции.

Открытое акционерное общество «Мурманский морской торговый порт» было создано в 1994 году на базе государственного предприятия и в настоящее время является крупнейшим предприятием города Мурманска, а по объему перерабатываемых грузов занимает четвертое место по России и является вторым по величине (после Санкт - Петербургского порта) портом северо-западной части России.

ОАО «Мурманский морской торговый порт» располагает для работы семнадцатью причалами общей протяженностью около 3 000 метров. Длина и глубины у причалов позволяют принимать и ставить под грузовые операции суда с осадкой до 15,5 метров, длиной более 265 метров и дедвейтом до 150 000 тонн. С начала 1999 года порт успешно обрабатывает суда типа PANAMAX грузоподъемностью до 80 000 тонн с интенсивностью до 20 000 тонн в сутки.

Основные виды деятельности: погрузочно-разгрузочная деятельность в морских портах, в том числе выгрузка грузов из транспортных средств (судов, вагонов и автотранспорта), погрузка грузов на транспортные средства, крепление грузов; обслуживание судов; транспортно-экспедиторское обслуживание; накопление и хранение грузов, складские операции с грузами; предоставление услуг аренды, связи, энергоснабжения, водо- и теплоснабжения и т.п.

Основная номенклатура грузов, перерабатываемых в ОАО ММТП: цветные металлы и сплавы в пакетах (алюминий, медь, никель); прокат черных металлов; уголь навалом; апатитовый концентрат навалом; железорудный концентрат навалом; марганцевая руда навалом; глинозем навалом; металлолом; железорудные окатыши навалом; продукция химической промышленности в мешках и биг-бегах; строительные материалы; продовольственные грузы; технологическое оборудование в ящиках и без упаковки; легковые автомобили и колесная техника; различные грузы в контейнерах ИСО-20 и ИСО-40 (в том числе рефрижераторные), МПС и др.

Особое место в грузообороте порта занимает перевалка угля. «Мурманский морской торговый порт» является крупнейшим и практически единственным крупным перевалочным пунктом угля в Северном морском бассейне. Через Мурманский порт сейчас экспортируется больше угля чем через порты Санкт-Петербург, Кандалакша, Выборг и Высоцк вместе взятые. Основное направление экспорта – это страны Западной Европы, в частности: Испания, Нидерланды, Бельгия, Франция, Великобритания и другие. В 2010 году порт обработал 12,88 млн т грузов.

Комментарий

Руководитель управления исследований рынка УК БКС Андрей Стоянов, сравнивая ММТП с портом Ванино, оценивает 100% Мурманского порта в 20 млрд руб. «Максимальной заявкой в аукционе по продаже госпакета Ванино была заявка En+ в 5,6 млрд руб. за 55% порта. То есть весь порт был оценен покупателями в 10 млрд руб. Соответственно, при прочих равных ММТП может стоить вдвое больше — до 20 млрд руб. Но это очень грубая оценка, которая не учитывает долговой нагрузки и массы других особенностей», — рассуждает эксперт.