7 сентября 2012 года совет директоров «Мегафона» принципиально одобрил покупку доли в «Евросети». Менеджмент «Мегафона» получил общее согласие совета на приобретение. Сделка ожидается в течение двух недель.
Структура сделки состоит в следующем: 50% «Евросети» купят «Мегафон» и структуры Алишера Усманова, последние, возможно, расплатятся с Мамутом долей в интернет-холдинге SUP Fabrik, владеющем сервисом блогов Livejournal.com; у Усманова и Мамута равные пакеты SUP Fabrik, небольшая часть - у менеджмента. Еще 0,1% «Евросети» у Мамута выкупит «Вымпелком», увеличив свой пакет с 49,9 до 50%. Так два оператора получат паритет и в уставном капитале «Евросети», и в совете ее директоров, который может расшириться с четырех человек до шести.
До последнего времени Мамут оценивал всю «Евросеть» в $2,3-2,4 млрд ($2,7 млрд с учетом долга в $300 млн.). Значит, 50% могут обойтись «Мегафону» и Усманову в $1,15-1,2 млрд.
Сделка должна сопровождаться акционерным соглашением «Мегафона» и «Вымпелкома» - о принципах корпоративного управления «Евросетью», а совету директоров «Евросети» предстоит назначить нового президента. Одно из условий «Мегафона»: президентом должен остаться Александр Малис, возглавляющий компанию в последние три года.
Первое время после сделки взаимоотношения «Евросети» с рынком не должны сильно измениться, но в перспективе акционеры могут разделить компанию на два монобренда.
«Евросеть» — российская компания-ритейлер, владеющая одноимённой сетью салонов сотовой связи. «Евросеть» и её основатель Евгений Чичваркин получили широкую известность в стране благодаря ярким рекламным кампаниям, эпатажному имиджу, а также конфликту с правоохранительными органами, приведшему к эмиграции Чичваркина. Штаб-квартира находится в Москве.
Компания была создана 2 апреля 1997 года Тимуром Артемьевым и Евгением Чичваркиным, первый магазин, в ассортименте которого было всего несколько мобильных телефонов, был открыт на Ленинском проспекте в Москве.
В последующие годы компания быстро развивалась, стремительно наращивая сеть своих салонов; в 2003 году вышла в регионы. В 2006 году было открыто рекордное число новых торговых точек — 1 976. В том же году компания занимала 37 % российского рынка сотовых телефонов. Высказывались мнения, что важным фактором столь бурного роста бизнеса «Евросети» стала неуплата или занижение таможенных пошлин при ввозе мобильных телефонов на территорию России.
Основными направлениями деятельности компании являются осуществление розничной торговли сотовыми телефонами, портативной цифровой техникой, аксессуарами, подключение к операторам связи, предоставление высокотехнологичных услуг.
В «Евросети» можно приобрести и оплатить авиабилеты, штрафы ГИБДД, туристические путёвки, билеты на развлекательные и спортивные мероприятия, внести абонентские платежи за спутниковое телевидение, платежи по кредитам, настроить оборудование.
В настоящее время сеть компании включает более 5,5 тысяч магазинов, расположенных в 1 464 городах России и стран СНГ. Более 4 тысяч из них работают на территории России. Собственная логистическая служба компании работает также как оператор экспресс-перевозок по России.
Собственниками компании на март 2011 года являлись компания ANN Александра Мамута (50,1 %) и «Вымпелком» (49,9 %).
Выручка «Евросети» по МСФО за 2010 год составила 61,9 млрд руб. (рост по сравнению с предыдущим годом на 12,2 %), EBITDA — 8,37 млрд руб. (рост на 88 %), чистая прибыль — 5,58 млрд руб. (рост на 385 %).
Ситуации, когда два конкурента создают совместное предприятие, случаются, но часто оказываются неустойчивыми, говорит директор по корпоративному управлению «Deloitte СНГ» Олег Швырков. Но эти примеры создания СП двумя зарубежными конкурентами могут быть непоказательны для совместного предприятия российских компаний - конкурентов, думает Швырков.