Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
I кв.'25
69
1 443
IV кв.'24
178
7 901
III кв.'24
99
12 633

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ЗПИФ Консорциум.ПервыйЯндекс
5 015
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 943,34  (+20,88%)
1 148,12  (+8,15%)
5 158,20  (-124,50%)
90 104,26  (+5 101,44%)
1 639,27  (+53,38%)
66,26  (-1,70%)
Источник Investfunds
  • Главная
  • Новости
  • «ВИМ Инвестиции» войдет в капитал онлайн-платформы грузоперевозок «Монополия»

«ВИМ Инвестиции» войдет в капитал онлайн-платформы грузоперевозок «Монополия»

08.04.2025, Mergers.ru

Логистическая онлайн-платформа грузоперевозок «Монополия» готовится привлечь 3–5 млрд руб. в рамках допэмиссии, рассказали РБК три источника, близких к сделке. По словам одного из них, компанию оценили в 28 млрд руб. 10–15% этой суммы вложат инвестфонд «ВИМ Инвестиции» (ранее «ВТБ Капитал») и HNWI (High Net Worth Individuals — физические лица, владеющие высоколиквидными активами на сумму более $1 млн), говорит он, добавляя, что сделка уже структурирована и будет закрыта после согласования всех формальных процедур с регуляторами во втором квартале этого года.

Второй источник, знакомый с ходом сделки, подтверждает, что «ВИМ Инвестиции» планирует инвестировать в капитал «Монополии» около 3 млрд руб. По его утверждению, средства пойдут на развитие IT-продукта и снижение долговой нагрузки, которую компания сформировала, реализуя стратегию M&A (сделок слияний и поглощений). Он напомнил, что в 2024 году «Монополия» приобрела логистическую SaaS-платформу (Software as a Service — модель предоставления софта через облако) «Умная логистика», а в 2023-м — транспортную компанию Globaltruck.

По словам источника, знакомого с ходом сделки, цель этого инвестиционного раунда — «завершить трансформацию «Монополии» в asset light-модель (предполагает более высокие мультипликаторы по сравнению с традиционными капиталоемкими бизнес-моделями. — РБК) в преддверии планируемого публичного размещения на Мосбирже». Инвесторы ожидают, что «Монополия» сможет повторить историю успеха «Яндекс Такси» и Uber, но в b2b-сегменте грузоперевозок, и станет стандартом рынка как цифровая платформа для взаимодействия грузовладельцев и грузоперевозчиков, отметил источник.

Сделка будет структурирована через два закрытых паевых инвестфонда (ЗПИФ) «ВИМ Инвестиций», рассказывает другой собеседник РБК на финансовом рынке. «Ожидается, что в итоге cash in сделка (деньги привлекаются для развития бизнеса. — РБК) может составить около 3–5 млрд руб., или 10–15%, при оценке 28 млрд руб. Полученные средства компания может использовать, с одной стороны, на погашение долга, с другой — на развитие технологической составляющей платформы, в частности на расширение IT-команды, развитие новых продуктов, в том числе на основе big data», — сообщил он, оговорившись, что технически компания, скорее всего, зарегистрирует выпуск акций чуть больше тех, что планирует в итоге задействовать в сделке. Это нужно для дополнительной гибкости в принятии решений — незадействованные акции позже будут погашены, пояснил он.

Впрочем, еще один собеседник РБК утверждает, что инвесторам будет дана возможность заходить через один ЗПИФ «ВИМ-Цифровая логистика». Особенностью сделки для инвесторов являются ранее недоступные для HNWI-инвесторов российского рынка private equity инструменты структурирования, что должно обеспечить защиту минимальной доходности инвестора до момента IPO, говорит он.

Основной вид деятельности компании — сервис поиска и грузов, и перевозчика. Также платформа предоставляет водителям возможность стать владельцем собственного грузового автомобиля без первоначального капитала через механизм лизинга. Кроме того, компания предлагает контроль расхода топлива и другие сопутствующие услуги на дороге.

За шесть месяцев 2024 года выручка группы «Монополия» выросла на 61% по сравнению с тем же периодом предыдущего года и составила 61,1 млрд руб., показатель EBITDA — на 141%, до 3,9 млрд руб. На отчетную дату у компании было 5 тыс. активных перевозчиков (+67%), 472 тыс. выполненных заявок (+42%). Основными бенефициарами компании являются Дмитрий Белоусов, которому принадлежит 37,68% акций через АО «Сталкер» и ООО «Монополия.Онлайн», а также Илья Дмитриев и Екатерина Михайлова, прямо и косвенно владеющие по 27,26%, остальное распределено между другими топ-менеджерами.

По мнению инвестиционного стратега компании «Арикапитал» Сергея Суверова, оценка в районе 28 млрд руб. для «Монополии» «выглядит вполне обоснованно», поскольку у компании есть задел для роста на большом рынке. Объем онлайн-рынка автомобильных грузоперевозок по итогам 2024 года Kept оценил в 183 млрд руб. По прогнозу консультантов, рынок будет расти в среднем на 30% в год и к 2030-му достигнет 868 млрд руб. Весь рынок грузоперевозок, по оценке Kept, составляет 4,6 трлн руб. При этом проникновение онлайн-рынка в сфере крупнотоннажных грузоперевозок по итогам года составило 3,6%, но в Kept ожидают, что к 2030 году оно достигнет 10,9%, а общий объем рынка — 7,9 трлн руб.

Бизнес-модель компании предполагает синергию IT- и традиционной логистики, отмечает Суверов. «С одной стороны, в моменте многие относятся к этому со скепсисом, поскольку рынок не цифровизирован и фрагментирован. Но, на мой взгляд, в этом и есть потенциал — компания запросто может сыграть на невысоком уровне проникновения онлайн-операций и по сути «возглавить» процесс цифровизации рынка. Очевидно, что такая цель требует инвестиций, которые компания и привлекает», — объясняет аналитик. По его мнению, главное, чтобы «Монополия» нашла нужные механизмы для роста в период высоких ставок, которые сказываются на отрасли существенно. «Сложно сказать, насколько сделка может говорить о готовящемся IPO, тем более что в моменте рынок тяжелый для подобных сделок. Но для компании это может быть только плюс, поскольку наличие крупного стратегического инвестора — это ценный актив и ресурс», — рассуждает Суверов.

Руководитель спецпроектов «Руцентр» Алексей Замесов считает, что реальный размер EBITDA «Монополии» может быть ниже приведенных в ее материалах 3,9 млрд руб. По его оценке, этот показатель, скорее всего, является «скорректированной EBITDA», тогда как классический расчет даст 2–2,5 млрд руб. «С учетом видимой динамики с замедлением, далее он будет расти примерно на 10–12% в год. При текущей ключевой ставке 21% справедливой [оценкой стоимости всей компании] была бы оценка в семь показателей EBITDA, то есть 15–20 млрд руб.», — рассуждает Замесов.

Онлайн-рынок грузоперевозок находится на раннем этапе развития, указывает партнер Kept, руководитель направления стратегии сделок и исследований рынка Наталья Никитенко. В среднесрочной и долгосрочной перспективе развитие спотового онлайн-рынка окажет влияние на всех участников рынка, полагает она. «Грузовладельцы смогут оптимизировать расходы на логистику за счет прямой ценовой конкуренции нескольких грузоперевозчиков за заявку в режиме реального времени. Грузоперевозчики, в свою очередь, смогут снизить стоимость поиска грузов, так как онлайн-игроки позволяют взаимодействовать с бóльшим количеством грузовладельцев, снимая часть административной нагрузки», — поясняет она. Таким образом, увеличение проникновения онлайн-рынка позволит сделать ценообразование более эффективным, в том числе и за счет оптимизации расходов для грузоперевозчиков, прогнозирует Никитенко.

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст