Логистическая онлайн-платформа грузоперевозок «Монополия» готовится привлечь 3–5 млрд руб. в рамках допэмиссии, рассказали РБК три источника, близких к сделке. По словам одного из них, компанию оценили в 28 млрд руб. 10–15% этой суммы вложат инвестфонд «ВИМ Инвестиции» (ранее «ВТБ Капитал») и HNWI (High Net Worth Individuals — физические лица, владеющие высоколиквидными активами на сумму более $1 млн), говорит он, добавляя, что сделка уже структурирована и будет закрыта после согласования всех формальных процедур с регуляторами во втором квартале этого года.
Второй источник, знакомый с ходом сделки, подтверждает, что «ВИМ Инвестиции» планирует инвестировать в капитал «Монополии» около 3 млрд руб. По его утверждению, средства пойдут на развитие IT-продукта и снижение долговой нагрузки, которую компания сформировала, реализуя стратегию M&A (сделок слияний и поглощений). Он напомнил, что в 2024 году «Монополия» приобрела логистическую SaaS-платформу (Software as a Service — модель предоставления софта через облако) «Умная логистика», а в 2023-м — транспортную компанию Globaltruck.
По словам источника, знакомого с ходом сделки, цель этого инвестиционного раунда — «завершить трансформацию «Монополии» в asset light-модель (предполагает более высокие мультипликаторы по сравнению с традиционными капиталоемкими бизнес-моделями. — РБК) в преддверии планируемого публичного размещения на Мосбирже». Инвесторы ожидают, что «Монополия» сможет повторить историю успеха «Яндекс Такси» и Uber, но в b2b-сегменте грузоперевозок, и станет стандартом рынка как цифровая платформа для взаимодействия грузовладельцев и грузоперевозчиков, отметил источник.
Сделка будет структурирована через два закрытых паевых инвестфонда (ЗПИФ) «ВИМ Инвестиций», рассказывает другой собеседник РБК на финансовом рынке. «Ожидается, что в итоге cash in сделка (деньги привлекаются для развития бизнеса. — РБК) может составить около 3–5 млрд руб., или 10–15%, при оценке 28 млрд руб. Полученные средства компания может использовать, с одной стороны, на погашение долга, с другой — на развитие технологической составляющей платформы, в частности на расширение IT-команды, развитие новых продуктов, в том числе на основе big data», — сообщил он, оговорившись, что технически компания, скорее всего, зарегистрирует выпуск акций чуть больше тех, что планирует в итоге задействовать в сделке. Это нужно для дополнительной гибкости в принятии решений — незадействованные акции позже будут погашены, пояснил он.
Впрочем, еще один собеседник РБК утверждает, что инвесторам будет дана возможность заходить через один ЗПИФ «ВИМ-Цифровая логистика». Особенностью сделки для инвесторов являются ранее недоступные для HNWI-инвесторов российского рынка private equity инструменты структурирования, что должно обеспечить защиту минимальной доходности инвестора до момента IPO, говорит он.
Основной вид деятельности компании — сервис поиска и грузов, и перевозчика. Также платформа предоставляет водителям возможность стать владельцем собственного грузового автомобиля без первоначального капитала через механизм лизинга. Кроме того, компания предлагает контроль расхода топлива и другие сопутствующие услуги на дороге.
За шесть месяцев 2024 года выручка группы «Монополия» выросла на 61% по сравнению с тем же периодом предыдущего года и составила 61,1 млрд руб., показатель EBITDA — на 141%, до 3,9 млрд руб. На отчетную дату у компании было 5 тыс. активных перевозчиков (+67%), 472 тыс. выполненных заявок (+42%). Основными бенефициарами компании являются Дмитрий Белоусов, которому принадлежит 37,68% акций через АО «Сталкер» и ООО «Монополия.Онлайн», а также Илья Дмитриев и Екатерина Михайлова, прямо и косвенно владеющие по 27,26%, остальное распределено между другими топ-менеджерами.
По мнению инвестиционного стратега компании «Арикапитал» Сергея Суверова, оценка в районе 28 млрд руб. для «Монополии» «выглядит вполне обоснованно», поскольку у компании есть задел для роста на большом рынке. Объем онлайн-рынка автомобильных грузоперевозок по итогам 2024 года Kept оценил в 183 млрд руб. По прогнозу консультантов, рынок будет расти в среднем на 30% в год и к 2030-му достигнет 868 млрд руб. Весь рынок грузоперевозок, по оценке Kept, составляет 4,6 трлн руб. При этом проникновение онлайн-рынка в сфере крупнотоннажных грузоперевозок по итогам года составило 3,6%, но в Kept ожидают, что к 2030 году оно достигнет 10,9%, а общий объем рынка — 7,9 трлн руб.
Бизнес-модель компании предполагает синергию IT- и традиционной логистики, отмечает Суверов. «С одной стороны, в моменте многие относятся к этому со скепсисом, поскольку рынок не цифровизирован и фрагментирован. Но, на мой взгляд, в этом и есть потенциал — компания запросто может сыграть на невысоком уровне проникновения онлайн-операций и по сути «возглавить» процесс цифровизации рынка. Очевидно, что такая цель требует инвестиций, которые компания и привлекает», — объясняет аналитик. По его мнению, главное, чтобы «Монополия» нашла нужные механизмы для роста в период высоких ставок, которые сказываются на отрасли существенно. «Сложно сказать, насколько сделка может говорить о готовящемся IPO, тем более что в моменте рынок тяжелый для подобных сделок. Но для компании это может быть только плюс, поскольку наличие крупного стратегического инвестора — это ценный актив и ресурс», — рассуждает Суверов.
Руководитель спецпроектов «Руцентр» Алексей Замесов считает, что реальный размер EBITDA «Монополии» может быть ниже приведенных в ее материалах 3,9 млрд руб. По его оценке, этот показатель, скорее всего, является «скорректированной EBITDA», тогда как классический расчет даст 2–2,5 млрд руб. «С учетом видимой динамики с замедлением, далее он будет расти примерно на 10–12% в год. При текущей ключевой ставке 21% справедливой [оценкой стоимости всей компании] была бы оценка в семь показателей EBITDA, то есть 15–20 млрд руб.», — рассуждает Замесов.
Онлайн-рынок грузоперевозок находится на раннем этапе развития, указывает партнер Kept, руководитель направления стратегии сделок и исследований рынка Наталья Никитенко. В среднесрочной и долгосрочной перспективе развитие спотового онлайн-рынка окажет влияние на всех участников рынка, полагает она. «Грузовладельцы смогут оптимизировать расходы на логистику за счет прямой ценовой конкуренции нескольких грузоперевозчиков за заявку в режиме реального времени. Грузоперевозчики, в свою очередь, смогут снизить стоимость поиска грузов, так как онлайн-игроки позволяют взаимодействовать с бóльшим количеством грузовладельцев, снимая часть административной нагрузки», — поясняет она. Таким образом, увеличение проникновения онлайн-рынка позволит сделать ценообразование более эффективным, в том числе и за счет оптимизации расходов для грузоперевозчиков, прогнозирует Никитенко.