ВЭБ до конца 2023 года продаст 48% акций в инфраструктурном строительном холдинге «Нацпроектстрой» (НПС) группе компаний «1520» Алексея Крапивина, который сейчас лично владеет 4% НПС. О будущей сделке РБК рассказал первый зампред ВЭБа Николай Цехомский и подтвердил сам Крапивин.
По словам Крапивина, ФАС уже одобрила сделку. После ее завершения главному строительному подрядчику РЖД «1520» (по данным ЕГРЮЛ, на 71,67% принадлежит Крапивину, еще 28,33% — у Бориса Ушеровича) и самому Крапивину будет принадлежать 52% акций НПС, еще 48% останутся у структур Аркадия Ротенберга. Вторая сторона позитивно восприняла изменения, утверждают Цехомский и Крапивин. Представитель Ротенберга подтвердил договоренности о сделке.
Сумму сделки стороны не раскрывают. «Для ВЭБа это безубыточный, прибыльный выход», — подчеркнул Цехомский. ВЭБ на этом заработал, добавил Крапивин. В январе 2020 года при создании «Нацпроектстроя» будущие активы компании оценивались в 100 млрд руб. Предполагалось, что из этой суммы ВЭБ предоставит до 50 млрд руб. деньгами, а структуры Ротенберга — активами, также на сумму не менее 50 млрд руб.
ВЭБ и Ротенберг договорились о создании совместного предприятия в области инфраструктурного строительства в июне 2019 года. Тогда сообщалось, что оно должно стать крупнейшим игроком на рынке инфраструктурного финансирования и строительства. В итоге в «Нацпроектстрой» вошли активы связанных с Ротенбергом группы компаний «Мостотрест» и строителя объектов энергетики и транспортной инфраструктуры «ТЭК Мосэнерго».
Так, в конце 2020 года под контроль «Нацпроектстроя» перешли 97% компании «Дороги и мосты», которая была выделена из «Мостотреста». В нее вошли «Трансстроймеханизация», «Таганка Мост», «Мостотрест-Сервис», 25% «Мостострой-11». В 2021 году «Нацпроектстрой» получил от «Мостотреста» 50% Северо-Западной концессионной компании (СЗКК), которая была создана в 2007 году для строительства и эксплуатации первого участка (с 15-го по 58-й км) скоростной трассы М-11 Москва — Санкт-Петербург. Среди проектов «ТЭК Мосэнерго»— Черногорская ТЭЦ, Артемовская ТЭЦ-2, Нижнекамская ТЭС. Компания также участвовала в строительстве ЦКАД в Москве, Западного скоростного диаметра в Петербурге, скоростной трассы Москва — Санкт-Петербург, мостов и путепроводов в составе обхода Хабаровска, в реконструкции Саяно-Шушенской ГЭС, в строительстве порта Суходол на Дальнем Востоке и других объектов.
«Нацпроектстрой» также получил контракт на строительство восьмого этапа трассы М-12 Москва — Казань протяженностью 66 км за 123,2 млрд руб. и право на заключение долгосрочного инвестиционного соглашения на строительство и эксплуатацию основной части обхода Аксая в Ростовской области почти на 86 млрд руб. Обход Аксая — это часть реконструкции трассы М-4 «Дон» из Москвы в Новороссийск.
В декабре 2022 года Алексей Крапивин возглавил «Дороги и мосты», а в конце января 2023-го — сам «Нацпроектстрой» вместо занимавшего эту должность Рубена Аганбегяна, сохранив за собой пост руководителя «1520». Источник РБК рассказывал в конце прошлого года, что назначение Крапивина руководителем компании «Дороги и мосты» — один из этапов по увеличению доли «1520» в «Нацпроектстрое».
Группа компаний «1520» была создана в 2014 году, она является крупнейшим строительным подрядчиком РЖД (Forbes оценивал сумму контрактов в 218,2 млрд руб). До 2019 года у ГК «1520» было четыре совладельца, включая Алексея Крапивина — сына Андрея Крапивина, советника экс-главы РЖД Владимира Якунина, и Бориса Ушеровича. В апреле 2019 года Крапивину перешла доля Валерия Маркелова (28,33%), а в октябре того же года — Юрия Ободовского (15,01%).
Маркелов умер в июле 2023 года (ранее суд приговорил его к заключению на 8 лет, позднее изменил наказание на запрет определенных действий, а в отношении Ушеровича вынес решение о заочном аресте по делу экс-полковника МВД Дмитрия Захарченко, дело Маркелова было закрыто в связи с его смертью).
Цехомский сказал, что после завершения сделки с «1520» ВЭБ продолжит работать с «Нацпроектстроем» как финансовый партнер, который будет предоставлять ему гарантии и поручительства. «Мы свою миссию как институт развития выполнили. Развили, объединили, создали огромный холдинг и всячески ему будем помогать как финансовый партнер, но не более, — сказал он. — Мы надеемся, что этот большой холдинг будет иметь большие шансы выхода на международные рынки. Нашей стране нужен игрок сравнимого масштаба с европейскими, китайскими игроками в инфраструктурном строительстве, чтобы он мог выигрывать конкурсы, выходить на международные рынки».
Крапивин сказал, что у объединенной компании, в которую войдут активы «1520», будет единый бренд: «Брендом компании будет «Нацпроектстрой», «1520», думаю, не будет фигурировать. Мы хотим сделать большую монобрендовую структуру с дивизиональным разделением внутри: железные дороги, автодороги и мосты, энергетика, портовая, концессии». По его словам, центр управления будет перемещаться в «Нацпроектстрой», на основе которого создается холдинговая структура. Актуальный портфель заказов холдинга превышает 1 трлн руб., а выручка составит более 700 млрд руб. в 2023 году, добавил он.