По данным газеты «Ведомости», арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма запретил Украине продавать акции Проминвестбанка – «дочки» госкорпорации ВЭБ.РФ, сообщил ее представитель. Иск с требованием взыскать с Украины убытки, причиненные Проминвестбанку, ВЭБ.РФ подал в арбитраж в июне 2019 года.
Украинская «дочка» ВЭБ.РФ с 2017 г. находится под санкциями, а в сентябре 2018 г. Апелляционный суд Киева арестовал ее акции по заявлению об обеспечении иска компаний, имевших активы в Крыму. Иск к «дочкам» трех российских госбанков – Сбербанка, ВТБ и ВЭБа – был подан бывшим предправления украинского Приватбанка Александром Дубилетом и еще 18 украинскими компаниями.
Ранее они обратились в Гаагский суд, требуя компенсации за недвижимость в Крыму, которой они лишились после его присоединения к России. Компании ссылались на межправительственное соглашение о защите инвестиций между Россией и Украиной, по которому стороны обязуются не экспроприировать и не национализировать инвестиции граждан друг друга без «быстрой, адекватной и эффективной компенсации».
Суд в Гааге поддержал иск компаний. В конце августа 2019 года должен был состояться аукцион по продаже акций Проминвестбанка. На бирже были выставлены 99,8% акций банка со стартовой ценой $20,6 млн. Хотя в конце июля 2019 года ВЭБ сообщал, что Печерский районный суд Киева приостановил принудительную продажу банка.
На Проминвестбанк претендовали киевское кредитное учреждение «Инвестиционное», а также финансовая компания «Женева» и Европейское сберегательное общество: компании связаны с инвестиционным бутиком Investohills экс-главы украинского Альфа-банка Андрея Волкова, а также ООО «Кредитное учреждение «Инвестиционное» Александра Зиновьева. Аукцион не был отменен, но ни одной заявки на покупку так и не поступило.
Изъятие Проминвестбанка – это «рейдерский захват обособленного имущества самостоятельного юрлица», приводятся слова старшего вице-президента ВЭБ.РФ Игоря Краснова в сообщении госкорпорации.
ВЭБ стал собственником Проминвестбанка в 2008 г. Но сейчас ВЭБ не может совершать новые инвестиции в Проминвестбанк, который вынужден сокращать персонал и вести самостоятельно операционную деятельность, говорит представитель ВЭБ.РФ. С 2014 г. развивать актив невозможно, и банк принимает меры по реализации своих активов (вынужденно с дисконтом) и рассчитывается с кредиторами, добавил он.
За первое полугодие 2019 г. чистая прибыль банка составила 1,9 млрд. руб. По размеру общих активов на 1 апреля 2019 г. банк занимал 10-е место среди 77 украинских банков, следует из данных нацбанка Украины. Задача банка – реализация активов и выплата кредитов, говорит представитель ВЭБа.
За первое полугодие 2016 г. его активы сократились на 22,4%, а обязательства – на 34,8%. На содержание банка госкорпорация ничего не тратит, говорит ее представитель. Теперь стокгольмский арбитраж подтвердил запрет для Украины продавать акции банка и обязал возместить ВЭБу арбитражные расходы, сообщил представитель госкорпорации.
Российские госбанки не раз пытались продать свои украинские «дочки». В 2017 г. Сбербанку удалось продать VS Bank – его купил бывший вице-премьер Украины Сергей Тигипко. Но вторую украинскую «дочку» госбанк пока так и не продал.
Президент ВТБ Андрей Костин называл «сизифовым трудом» попытки продать украинские «дочки». Украинский «БМ банк», принадлежащий ВТБ, в 2018 г. сообщил, что прекращает работу на Украине. Пока это лишь промежуточное решение, говорит партнер NSP Илья Рачков, стокгольмский арбитраж ввел временную меру по обеспечению иска и по существу иск еще не рассматривал.
В международном арбитраже право запрещать государству делать что-либо в качестве временных мер – дискуссионный вопрос, рассказывает он, но подобные дела уже встречались, например, в деле бывшего бенефициара обанкротившегося Межпромбанка Сергея Пугачева.
В январе 2019 г. Высокий суд Англии разрешил Агентству по страхованию вкладов (АСВ) реализовать его трастовые активы для пополнения конкурсной массы, сообщалось на сайте АСВ.