«Трансмашхолдинг» раскрыл условия соглашения между подконтрольной ему компанией «ТМХ-Сервис» и «Внешэкономбанком» (ВЭБ) в рамках покупки 75% акций «Желдорреммаша».
В ноябре 2012 года «ТМХ-Сервис» одержал победу в конкурсе РЖД на покупку 75% минус две акции компании «Желдорреммаш», специализирующейся на ремонте локомотивов (всего в холдинг входят десять заводов). Контрольный пакет обошелся «ТМХ-Сервису» в 7,9 млрд руб. и был оплачен в конце года. В январе компания призналась, что часть сделки финансировал ВЭБ. Подробности сделки не раскрывались.
«ТМХ-Сервис» получил от ВЭБа кредитную линию в размере 6,33 млрд руб. Но судя по всему, компания пока воспользовалась лишь малой частью этой суммы. При этом сама компания передала в залог банку 12,5% собственных акций номинальной стоимостью 262,5 млн руб. (залоговая стоимость — 210 млн руб.).
Тот факт, что «ТМХ-Сервис» заложил часть акций по кредиту, — обычное дело, а вот участие ВЭБа в этой сделке можно считать скорее исключением из правил. Как правило, ВЭБ финансирует только очень крупные проекты, имеющие важное экономическое значение, либо проекты с долгим сроком окупаемости, которые не под силу кредитовать частным банкам. Например, ВЭБ финансировал открытие завода Sollers на Дальнем Востоке, а также зашел в калийный проект «Акрона», но этот случай не из тех. С другой стороны, вполне возможно, что у ВЭБа есть совместный проект с «Трансмашхолдингом», и тогда действия банка вполне понятны.
Однако до сих пор ни в одном из открытых источников не проходила информация о возможном сотрудничестве ВЭБа с «Трансмашхолдингом». Известно лишь, что ВЭБ мог стать инвестором строительства ветки метро в Киеве и вел переговоры с «Трансмашхолдингом» о вхождении последнего в пул участников строительства.