Как выяснил “Коммерсант”, столкнувшийся с финансовыми сложностями крупнейший в мире производитель титана «ВСМПО-Ависма» начал избавляться от непрофильных активов. Компания хочет продать 5,95% в «РусГидро», за которые два года назад отдала около $330 млн, сейчас рыночная стоимость пакета составляет около 19,3 млрд руб. Аналитики говорят, что за счет этой сделки «ВСМПО-Ависма» сможет компенсировать выпадающие доходы от снижения спроса на титан в связи с обрушением мирового авиастроительного рынка.
Титановая корпорация «ВСМПО-Ависма» начала искать покупателей на свои 5,95% в «РусГидро» для стабилизации финансового состояния на фоне ослабления потенциала экспортных рынков, сообщили источники, знакомые с планами компании. Один из собеседников издания уточняет, что поиск покупателя начался недавно и компания не хочет продавать свой пакет в рынок. В «ВСМПО-Ависме» и «РусГидро» не стали комментировать ситуацию.
Из-за появившихся слухов о возможности такой сделки стоимость акций «РусГидро» на Московской бирже начала снижаться: с 22 июня бумага упала на 10%, до 0,75 руб. за штуку. Рыночная цена всего пакета «ВСМПО-Ависмы» сейчас составляет около 19,3 млрд руб. Два собеседника газеты поясняют, что решение миноритария о продаже непрофильного актива связано с тяжелой финансовой ситуацией в титановой компании.
За счет вырученных средств компания намерена перекрыть наиболее проблемные точки, но продажа пакета лишь часть антикризисных мер, которыми занимается сейчас ВСМПО»,— пояснил один из источников газеты.
«ВСМПО-Ависма» скупала акции «РусГидро» с рынка в 2017 и 2018 годах, потратив на это совокупно $336 млн. Тогда бумаги «РусГидро» торговались на уровне 0,75 руб. за штуку, и на рынке не было четкого понимания, зачем титановый гигант покупает миноритарную долю в гидрогенерирующем бизнесе. В самой компании сделку называли портфельной инвестицией, отмечая, что планируют удерживать акции «РусГидро» «для получения дохода от дивидендов и роста котировок».
Сейчас «ВСМПО-Ависма» находится под серьезным давлением, спровоцированным падением спроса на титан для авиастроительной отрасли США и Европы на фоне пандемии коронавируса, которая вызвала сокращение спроса на авиаперевозки и, соответственно, самолеты. Доля экспорта в выручке «ВСМПО-Ависмы» в 2019 году превышала 72%, на США приходится около 40% ее экспортных поставок, на Европу — примерно столько же. Boeing закупает у «ВСПМО-Ависмы» около 35% необходимого титана, Airbus — до 65%, Embraer — до 100%.
Из-за падения спроса на новые самолеты корпорация снизила производственный план на 2020 год на 32%, до 26,5 тыс. тонн товарного титана, тогда как в 2019 году выпустила около 37 тыс. тонн.
И. о. главы компании Максим Кузюк, как писал “Коммерсант” 18 июня, заявлял о возможной остановке производства в сентябре, также не исключалось и сокращение персонала. Однако днем позже «Ростех» (у госкорпорации в «ВСМПО-Ависме» блокпакет, еще 65,3% — у Михаила Шелкова) заявил, что акционеры не рассматривают вариант с приостановкой работы, а заявление господина Кузюка следует считать его «личным мнением, не имеющим отношения к действительности». В январе—марте 2020 года компания получила убыток по РСБУ в размере 8 млрд руб. против 7 млрд руб. прибыли годом ранее.
Пока долговая нагрузка «ВСМПО-Ависмы» (124,3 млрд руб. на 31 марта) не находится в критической зоне, но поступление средств от предполагаемой сделки, безусловно, улучшит положение компании, считает Максим Худалов из АКРА. Он отмечает, что рыночная стоимость доли компании в «РусГидро» фактически эквивалентна выручке за те 10–14 тыс. тонн титана (при цене $10–15 тыс. за тонну), которые компания в текущем году не произведет из-за снижения спроса.