По данным газеты «Коммерсантъ», сегодня 4 октября 2010 года, совет директоров ВТБ рассмотрит вопрос о приобретении доли в «Транскредитбанк» (ТКБ). Этот же вопрос неделей позже будет рассматриваться на совете директоров РЖД.
Согласно пока еще не одобренным обоими советами директоров условиям сделки, ВТБ в случае ее заключения берет на себя обязательство поддерживать значение достаточности капитала первого уровня ТКБ, рассчитанное в соответствии с требованиями Базельского комитета по банковскому надзору, — не менее 10% против сегодняшних 7,3%. Выполнение этого требования предполагает прямые вливания в капитал ТКБ от ВТБ: в частности, для выполнения этого условия сделки в следующем году ВТБ с учетом планов по развитию ТКБ может выкупить допэмиссию его акций на 10-12 млрд руб. Таким образом, РЖД получает не просто партнера, который купит контроль в банке, но еще и будет его развивать: сейчас для активного роста банка капитала не хватает.
Одна из причин, по которым нынешние акционеры ТКБ не могут активно капитализировать банк, — ужесточение регулирования. Собственных средств на капитализацию банка, являющегося непрофильным активом, у РЖД нет, а ранее существовавший источник пополнения капитала ТКБ — через субординированные депозиты от входящего в группу РЖД НПФ «Благосостояние» — теперь перекрыт. Таких депозитов у ТКБ в капитале — 14,66 млрд руб., или чуть больше 40% от совокупного объема собственных средств банка. С конца весны—начала лета регуляторы финансового рынка закрутили гайки в отношении такого способа докапитализации. Например, есть негласное распоряжение ФСФР спецдепозитариям, запрещающее им проводить операции НПФ по размещению активов в субординированные депозиты в банках. Осторожно стали относиться к такому способу увеличения капитала банков и в ЦБ. В результате у банков, которые фондировались именно таким образом, обостряется проблема роста за счет длинных денег.
В такой ситуации увеличение капитала «Транскредитбанк» за счет будущей допэмиссии в пользу ВТБ решает проблему дальнейшего развития ТКБ, однако размывает долю РЖД в нем. Снижение же доли РЖД в ТКБ ниже блокирующей сопряжено с утратой у компании интереса к плотному сотрудничеству с банком и риском вывода из него своих финансовых потоков, а это уже не в интересах ВТБ. Этим и обусловлено то, что из своей текущей доли в ТКБ РЖД продает сейчас только 10%, это позволит железнодорожной монополии по результатам будущей допэмиссии сохранить блокпакет в банке. Контроль в ТКБ ВТБ получит, выкупив доли у прочих миноритарных акционеров (на которых приходится 45,6% акций банка).
Впрочем, на сделку по продаже части «Транскредитбанк» ВТБ нужно смотреть более глобально — в рамках стратегии избавления РЖД от непрофильных активов и выгод, которые от сделки получает РЖД. Продав 10% из собственной доли в ТКБ, РЖД перестанет консолидировать банк в отчетности группы, что существенно снизит для нее соотношение долга к EBITDA и даст возможность без ухудшения собственного кредитного качества на высвободившееся место привлечь средства для других проектов. Сейчас вклад банка в долговую нагрузку группы — порядка 30%, в то время как в EBITDA — чуть больше 1%. После деконсолидации банка соотношение долга к EBITDA снизится с 1,7 примерно до 1.
ОАО «ТрансКредитБанк» зарегистрировано 4 ноября 1992 года. Первоначальные учредители - крупные промышленные предприятия топливно-энергетического и металлургического комплексов. В 1999 году основными акционерами банка стали структуры Министерства путей сообщения России. В 2003 году 74,995% акций «ТрансКредитБанка» в соответствии с распоряжением Правительства (N 454-р от -02.04.2002 г.) было передано Минимущества РФ (с 2004 года - Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом).
В 2007 году Указом Президента РФ № 178 от 15.02.2007 г. государственный пакет акций банка внесен в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»). В 2008 году в результате размещения дополнительного выпуска акций банка доля ОАО «РЖД» составила 55%. Новым, вторым по размеру принадлежащего пакета акций акционером банка стал НПФ «Благосостояние» (20% уставного капитала).
В настоящее время «ТрансКредитБанк» - стратегический партнер ОАО «Российские железные дороги», выделенного из состава МПС России в 2003 году. Клиентами банка являются 17 железных дорог России, имеющие статус филиалов ОАО «РЖД», и большая часть отечественных предприятий и организаций железнодорожного транспорта. Региональная сеть «ТрансКредитБанка» включает 276 офисов банка и дочернего ООО КБ «Востокбизнесбанк», действующих в 187 городах и населенных пунктах России. За 1 полугодие 2010 года активы ОАО «ТрансКредитБанк» составили 328,8 млрд руб., капитал – 23 млрд руб., прибыль – 2,8 млрд руб.
«Принципиальное согласие на вхождение в капитал «Транскредитбанка» у нас имеется. Сделку до конца года мы закроем. Цена будет хорошая», - сказал Андрей Костин, президент—председатель правления ВТБ, в кулуарах саммита «Ялтинская европейская стратегия».