По данным газеты «РБК daily», до конца недели ВТБ объявит о продаже 11 алкогольных предприятий, полученных банком у «Росспиртпром» в счет долга. Покупателем ликероводочных заводов, в том числе крупнейшего в России московского завода «Кристалл», может выступить одна из структур совладельца Coalco Василия Анисимова.
В активе бизнесмена уже есть эксклюзивный дистрибьютор «Росспиртпрома» — «Восточно-Европейская дистрибьюторская компания» (ВЕДК). Таким образом, заводы, приобретенные структурами г-на Анисимова у ВТБ, могут позволить бизнесмену создать крупного алкогольного игрока. За алкогольные заводы покупатель может заплатить более 5 млрд руб. — в такую сумму были оценены эти активы по заказу Росимущества в 2007 году.
Напомним, что кредит на 5 млрд руб. ФГУП «Росспиртпром» получило в ВТБ еще в 2006 году. Год спустя в рамках реструктуризации активов ФГУП было решено передать банку ряд заводов в счет погашения долга. ВТБ были переданы контрольные пакеты 11 предприятий, в том числе Ярославского ЛВЗ, Великоустюгского ЛВЗ, а также наиболее интересного актива «Росспиртпрома» — завода «Кристалл». На баланс банка эти предприятия перешли только в сентябре 2009 года, и не в лучшем состоянии. Так, четыре завода («Брянскспиртпром», воронежский «Люкс», «Мордовспирт» и «Пензаспиртпром») проходят процедуру банкротства.
Заниматься непрофильным алкогольным бизнесом ВТБ не собирался и никогда не скрывал желания избавиться от заводов «Росспиртпрома». Еще весной глава банка Андрей Костин говорил о намерении «без убытка» продать алкогольные активы.
В 1896 году указом министра финансов России Сергея Юльевича Витте в Российской империи была введена государственная монополия на производство и продажу спиртных напитков. В 1901 году монополия пришла в Москву. «Московский казенный винный склад №1», будущий завод «Кристалл», расположился на берегу Яузы. В год он должен был выдавать 2 млн. 100 тысяч ведер вина (около 2,6 млн. декалитров). Открытие и освящение склада № 1 состоялось 24 июня 1901 года.
В начале своей истории завод производил всего три разновидности водки: «простую», «улучшенную» и «боярскую». К 1914 году ассортимент выпускаемой продукции расширился до пяти наименований: теперь здесь выпускали водки «Московскую особенную», «Хлебное вино», «Столовое вино», «Горилку» и наливку «Запеканка». «Московская особенная» - пожалуй, самый знаменитый сорт русской водки, разработанный великим химиком Д. И. Менделеевым.
С 31 октября 1914 года завод был закрыт в связи с введением в стране «сухого закона» на период войны. Некоторое время в его здании располагался военный госпиталь, однако запрет на производство не был абсолютным. Складу № 1 позволялось производить спирт для нужд армии и «учреждений народного здравия», отпускать вино иностранным гражданам и дипломатическому корпусу, выполнять заказы на поставку спирта союзнической Франции. Часть производственных мощностей была переориентирована на выпуск лекарственных средств на спиртовой основе.
В 1917 году революционное правительство продлевает запрет на производство и продажу спиртного. В августе 1923 года ЦИК и СНК СССР издают совместное постановление о возобновлении производства и торговли спиртными напитками. К 1 января 1924 года на заводе было выпущено уже 844 720 литров наливок крепостью до 20° (более крепкие напитки были тогда под запретом). Лишь с 1925 года на заводе возобновляется выпуск более крепких напитков - 30° и выше. Первая водка, выпущенная на заводе после отмены «сухого закона», получила в народе название «рыковка» (по фамилии министра экономики Рыкова).
В годы Великой Отечественной войны завод освоил военные специальности. В его цехах, помимо традиционной продукции, производили сухой спирт, в винно-водочные бутылки разливали «коктейль Молотова». После Великой Победы завод полностью переключился на производство мирной продукции. В 1953 году на заводе была создана знаменитая водка «Столичная». В январе 1987 года завод получает свое нынешнее название «Кристалл». В 1993 году регистрируется Открытое акционерное общество «Московский завод «Кристалл» и его торговая марка.
Директор отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз считает, что алкогольный холдинг г-на Анисимова войдет в тройку лидеров рынка и сможет составить конкуренцию нынешнему лидеру рынка — польской CEDC, которая, по его оценке, сегодня уже контролирует порядка 14% водочного рынка страны. «На конец 2007 года, когда было решено передать эти активы ВТБ в счет погашения долга, их цена была занижена в два раза, — считает г-н Дробиз. — Сейчас же, когда кризис существенно снизил стоимость алкогольных предприятий, 5 млрд руб. выглядят оптимальной оценкой».
PR-директор ГК «Русский алкоголь» также считает, что эта цена является справедливой для алкогольных активов ВТБ. Половина оценочной стоимости приходится на «Кристалл» — 2,53 млрд руб. (по оценке «МОК центр» по заказу Росимущества).