Группа AnAn, связанная с китайской CEFC, стала якорным инвестором для En+ во время первичного публичного размещения акций группы - первого российского IPO в Лондоне с начала 2014 года, когда Россия аннексировала Крым.
En+, владеющая 48,13 процента алюминиевого гиганта Русал и энергобизнесом, провела IPO в ноябре прошлого года, собрав $1,5 миллиарда, из которых $500 миллионов получил Дерипаска, остальное компания направила на выплату по долгам перед ВТБ.
AnAn вложила в акции $500 миллионов, купив 6,25 процента акций En+. ВТБ кредитовал инвестора, получив его долю в компании в залог, говорилось в материалах группы.
После введенных США 6 апреля 2018 года санкций против Дерипаски и связанных с ним компаний в ответ на "злонамеренные действия" России акции En+ и Русала ушли в крутое пике.
Из-за ограничений ценные бумаги последней на Гонконгской бирже падали до исторического минимума. В настоящее время алюминиевая компания в Гонконге и En+ в Москве стоят более чем в два раза дешевле по сравнению с досанкционными торгами.
Соловьев сказал, что по бумагам En+ сработал margin call.
"Пакет AnAn в En+ сейчас во владении ВТБ, после того, как сработал margin call. Доля ВТБ в компании En+ составляет 9,62 процента", -объяснил он.
После IPO группы En+ Дерипаска с семьей снизил долю до 76,6 процента: у миллиардера осталось 65,2 процента, у его семьи - 11,4 процента. ВТБ получил 3,8 процента и долю AnAn в репо, но в конце 2017 года сообщал о продаже 2,4 процента.
К концу 2017 года у структур Дерипаски было 66,08 процента En+, еще 5,8 процента - у Полины Дерипаски, с которой у бизнесмена общие дети. У ВТБ было 1,4 процента (без репо), следует из годового отчета En+.
Крупным инвестором группы во время размещения стал катарский фонд QIA, который мог получить 3,8 процента.
Общий долг группы En+ по состоянию на конец 2017 года - около $13 миллиардов, из которых на Русал приходится $8,5 миллиарда.
Среди крупнейших кредиторов группы En+ на конец года - Сбербанк и ВТБ.
"У нас достаточно большой объём риска по этим компаниям Олега Дерипаски. Текущие санкционные ограничения работают не против кредитора, мы можем принимать от этих компаний деньги, и часть из них исправно платит по долгам", - сказал зампредправления ВТБ.
При этом председатель правления ВТБ Андрей Костин 23 мая 2018 года заявлял о том, что подконтрольный ему банк прекратил сотрудничество с бизнесом Олега Дерипаски из-за санкций.
«Конечно, мы больше не занимаем ему новых денег, не ведем никаких операций с ним, с UC Rusal и другими [его компаниями]», — говорил Костин. Не выдавать компаниям бизнесмена новых кредитов он обещал «до тех пор, пока санкции не будут сняты».
Новые санкции перекрывают внесенным США в "черный список" лицам доступ к глобальным финансовым рынкам, покупателям и поставщикам.
Вашингтон дал возможность инвесторам безболезненно выйти из долгов и акций компаний, помещенных под санкции, до 6 июня.
Минфин США также намекнул на возможность отмены ограничений для Русала, если Дерипаска утратит контроль над алюминиевой компанией.
Вслед за этим бизнесмен заявил, что готов снизить долю в En+ ниже 50 процентов, выйти из ее совета директоров и совета Русала, включить в него независимых директоров. На пути к этому плану Русал объявил в четверг - 24 мая 2018года о смене гендиректора и выходе из совета директоров семи представителей En+.
"В моем понимании, сейчас идет достаточно активный диалог с OFAC и по En+, и по Русалу, и по ГАЗу на уровне акционеров и совета директоров. У нас также, как и у рынка, есть ожидания, что при снижении главным акционером доли до определенного уровня существует вероятность вывода этих компаний из-под санкций.
Думаю, что если договоренности между сторонами будут правильно оформлены, то есть существенная вероятность вывода этих компаний из-под санкций", - сказал Соловьев.
РФ обещала поддержку санкционным компаниям через предоставление ликвидности виде кредитов от Промсвязьбанка: помощь уже получил другой миллиардер Виктор Вексельберг, рефинансировавший западные кредиты, заявка Русала еще рассматривается, ГАЗ получит кредит.
Акционеры компаний, попавших под санкции США, не обращались к правительству с предложениями о выкупе их долей, сказал 24.05.2018 г. министр финансов Антон Силуанов.
Соловьев полагает, что государство не пойдет по пути национализации:
"Я не считаю, что государство будет выкупать долю Олега Дерипаски в En+. Кроме того, нет такого правила, что если пакет приобретает государство, то компания автоматически выводится из-под санкций".
Он также сообщил, что ВТБ готов рассмотреть кредитование другой сделки - выкупа катарским фондом QIA доли в нефтяном гиганте Роснефть, - если от Катара поступит предложение.
"QIA не обращался к нам за фондированием сделки на приобретение доли в Роснефти. Если обратятся – рассмотрим, кредитование ведь наш бизнес. Такого заемщика иметь было бы прекрасно, но нас в этой сделке нет... Мы не участвовали в кредитовании предыдущей сделки компании, не давали денег", - сказал Соловьев.
В начале мая консорциум трейдера Glencore и QIA отказались от продажи 14,16 процента Роснефти китайской корпорации CEFC, которую планировал кредитовать ВТБ, из-за того, что данная покупка так и не была оплачена. Этот пакет выкупит QIA, получив 18,93 процента нефтяной компании.
Отметим, что китайская CEFC 21 мая 2018 года объявила о дефолте по платежным обязательствам. Общая сумма долгов CEFC, по оценкам Bloomberg, тогда достигала $4,8 млрд.