По данным газеты «РБК daily», вопрос о покупке ВТБ доли в «Транскредитбанке» (ТКБ) уже решен. «Внешторгбанк» покупает не более 20% акций: с учетом того что объем сделки составляет 5—6 млрд руб., а текущая капитализация «Транскредитбанке» на 1 апреля 2010 года насчитывает около 34 млрд руб., ВТБ достанется 14—17% капитала.
Сделку стороны планируют завершить до осени текущего года. Банк не видит экономической выгоды в этой сделке — она носит чисто политический характер. После приобретения доли в капитале опорного банка РЖД команда менеджеров сохранит свои рабочие места, стратегия развития «Транскредитбанка» останется неизменной, он не будет развиваться под брендом ВТБ.
Ранее министр финансов Алексей Кудрин, входящий в совет директоров РЖД, заявлял, что в случае покупки ТКБ «Внешторгбанк» получит «крупный банк»: «Это банк, который обслуживает много отделений железной дороги, кредитует железные дороги. Это приобретение бизнеса».
ОАО «ТрансКредитБанк» зарегистрировано 4 ноября 1992 года. Лицензия Банка России № 2142 получена 2 декабря 1992 года. 13 июля 2005 года «Банком России» выдана новая Генеральная лицензия (№ 2142 от 13.07.2005 г.) в связи с указанием наименования банка в соответствии с его написанием на титульном листе Устава.
Первоначальные учредители - крупные промышленные предприятия топливно-энергетического и металлургического комплексов. В 1999 году основными акционерами банка стали структуры Министерства путей сообщения России. В 2003 году 74,995% акций «ТрансКредитБанка» в соответствии с распоряжением Правительства (N 454-р от -02.04.2002 г.) было передано Минимущества РФ (с 2004 года - Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом).
В 2007 году Указом Президента РФ № 178 от 15.02.2007 г. государственный пакет акций банка внесен в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»). В 2008 году в результате размещения дополнительного выпуска акций банка доля ОАО «РЖД» составила 55%. Новым, вторым по размеру принадлежащего пакета акций акционером банка стал НПФ «Благосостояние» (20% уставного капитала).
В настоящее время «ТрансКредитБанк» - стратегический партнер ОАО «Российские железные дороги», выделенного из состава МПС России в 2003 году. Клиентами банка являются 17 железных дорог России, имеющие статус филиалов ОАО «РЖД», и большая часть отечественных предприятий и организаций железнодорожного транспорта. Региональная сеть «ТрансКредитБанка» включает 276 офисов банка и дочернего ООО КБ «Востокбизнесбанк», действующих в 187 городах и населенных пунктах России.
Эксперты оценивают эту сделку как вполне логичный шаг со стороны ВТБ, учитывая стратегию развития банка до 2013 года. В ней обозначен ускоренный рост в том числе за счет развития розничного и инвестиционно-банковского сегмента.
«Приобретение крупных игроков дает ежесекундный перевод клиентской базы, но при этом есть риски финансового и операционного характера: консолидация, процессы интеграции», — уточнил аналитик рейтингового агентства Moody’s Евгений Тарзиманов.
Руководитель аналитического отдела ИФК «Метрополь» Марк Рубинштейн согласен с тем, что смысл сделки связан с расширением клиентской базы и наращиванием присутствия ВТБ в регионах за счет клиентской базы и широкой филиальной сети ТКБ. По словам г-на Рубинштейна, «специфичность» базы ТКБ и ее хорошее качество — это сотрудники РЖД с традиционно высокой зарплатой.
Марк Рубинштейн также отметил, что «Транскредитбанк» является прибыльным активом. «Банк по итогам 2009 года демонстрирует колоссальный рост прибыли — 4,1 млрд руб., или 18%. По итогам первого квартала 2010 года прибыль составила 1,5 млрд руб., что в два раза больше итогов первого квартала проблемного 2009 года», — сообщил г-н Рубинштейн.