Чек в «Магните».
ВТБ стал крупнейшим акционером «Магнита» в этом году, выкупив большую часть пакета основателя ритейлера Сергея Галицкого. Банк получил около 29% за 138 млрд. руб.
ВТБ и Marathon не раскрыли стоимость сделки. Такой пакет на закрытие торгов на Московской бирже 23 мая 2018 года стоил 62,5 млрд. руб.
Скорее всего, сумма сделки близка к этой цене, полагает директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. «Продали, естественно, в прибыль», – заверил первый зампред правления ВТБ Юрий Соловьев.
Сделка денежная, для нее привлечены собственные и заемные средства, структурирована она как репо, говорится в сообщении Marathon. Это самый простой и быстрый способ оформления, объяснил Винокуров: в дальнейшем сделка будет переведена в ломбардный кредит.Кредит выдал сам ВТБ под залог приобретаемой доли, уточнил Винокуров, не назвав долю собственных средств. По словам представителя Marathon, иных кредитов и обременений по этой сделке нет.
Резюме инвестора.Винокуров создал Marathon Group в 2017 г. вместе с другим выходцем из А1 Сергеем Захаровым. Винокуров рассказывал, что они намеревались финансировать проекты из собственных средств. Их источники Винокуров никогда не раскрывал.
До 2017 г. он был президентом А1, ранее – руководителем группы «Сумма» Зиявудина Магомедова, а до того – соруководителем российского офиса TPG.
В 2008 г. Винокуров женился на дочери министра иностранных дел Сергея Лаврова. «К тому времени моя карьера успела состояться», – говорил он в 2011 г.
До сих пор Marathon Group была известна в основном благодаря инвестициям в фармацевтическую отрасль. Летом прошлого года группа договорилась с «Ростехом» объединить фармацевтические активы: от «Ростеха» – «Нацимбио», от Marathon Group – дистрибьютора лекарств «СИА групп» и др.
Реакция инвесторов.
Сделка ВТБ с Marathon стала неожиданной для миноритариев, хотя ВТБ намекал, что может привлечь инвесторов в этот актив, говорит управляющий директор «ТКБ инвестмент партнерс» Владимир Цупров.
По его словам, подобные механизмы – продажа части пакета через репо с залогом покупаемой доли – часто используются при «дружественных» сделках и для миноритариев это не является чем-то необычным.
Привлечение в активы инвесторов, вроде Marathon Group, можно считать частью бизнес-модели ВТБ, добавляет Кривошапко: «Для инвесторов «Магнита», может, даже позитивно, что у компании появляется новый крупный частный акционер».
Инвесторы скорее обрадуются, согласна старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева: хотя Marathon создан недавно, у него заметный портфель, это не компания, созданная под одну сделку.
Вероятно, для этой сделки «Магнит» оценивался выше, чем в начале года, рассуждает она: компания сейчас в лучшем состоянии.
Как добежал Marathon.
Инициатором сделки был Marathon, знает человек, близкий к одной из ее сторон. По словам Соловьева, группа Винокурова была не единственным претендентом: ВТБ сразу после выкупа доли Галицкого получил несколько предложений о продаже акций «Магнита».
«Выбрали идеального инвестора: он имеет достаточно большой опыт в этой индустрии. По цене они были достаточно конкурентны. Акции «Магнита» торгуются на бирже, сделку можно сделать за день».
Marathon называет инвестицию стратегической. «Мы изначально заявляли о своем интересе к проектам в розничном секторе», – говорит Винокуров. Он считает «Магнит» недооцененным, а возвращение ему справедливой стоимости и лидерства на рынке – возможным.
Зачем ВТБ соинвесторы.
Сокращение доли в «Магните» ВТБ в сообщении объясняет риск-менеджментом. «Акции – наиболее волатильный инструмент. <...> У нас лимит на частные и публичные инвестиции. После продажи профиль риска снизился, – пояснил Соловьев.
– Для нашего общего риск-аппетита по риск-метрикам, по волатильности этой акции оптимальное владение для группы ВТБ будет находиться в пределах 20%».
Еще один фактор – доля достаточна для участия в управлении компанией через совет директоров, следует из сообщения ВТБ.
«Мы не влияем на компанию так, как влиял Сергей Николаевич [Галицкий]», – признал Соловьев. ВТБ, продолжает он, работает как институциональный инвестор и видит большой потенциал роста стоимости компании.
«Нам важно между нашими компаниями, где и Tele2, и «Почта России», и «Почта банк», создать синергетический эффект в логистике, в создании одной электронной платформы и сети магазинов», – перечислил он.